Преподаватели йоги

Для тех, кто хочет стать преподавателем йоги и для тех, кто интересуется йогой и йогатерапией и хочет действительно освоить йогу на продвинутом уровне.

История йоги в России

Для начала стоит развеять один популярный сейчас миф, который гласит, что йога – увлечение новомодное, которое не несет в себе какой-либо значимости. На самом деле, это в корне неверно. Дело в том, что еще до революции 1917 года в нашей стране начался интерес к йоге. Заниматься ею в свободном порядке, конечно, было нельзя, но как и во все времена находились энтузиасты, вооружившиеся самиздатом и книгами, чудом уцелевшими. В конце 1980-х годов в столице появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году на первую Конференцию по йоге был приглашён Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар. В том же году в СССР впервые приехал гуру кундалини йоги Бхаджан. Есть различные свидетельства, что у него прошел обучение психиатр-нарколог Яков Маршак, который применял различные техники кундалини-йоги для помощи наркозависимым подросткам.

признаков плохого преподавателя йоги

5 февраля 2013 года

Пару недель назад я написала о том, какие качества отличают по-настоящему талантливых преподавателей йоги от всех остальных. На этой неделе я опишу качества, которые не способствуют положительному восприятию преподавателя йоги.

Прежде чем приступить, я кое-что уточню: мы все люди, ничто человеческое нам не чуждо. И я верю, что большинство людей, как и большинство преподавателей йоги, имеют благие намерения. И у преподавателей йоги, как и у всех, могут быть неудачные дни. И даже знаменитые учителя когда-то начинали без какого-то опыта и отработанных навыков, только в стремлении найти себя, свой собственный стиль преподавания. Даже если ваш преподаватель йоги обладает парочкой характеристик из этого списка, это не значит, что он или она не может преподавать. Но все равно следует относиться к таким людям с повышенным вниманием, соблюдать осторожность на их занятиях.

Читайте также:  Бака Дхьянасана (поза спокойного журавля)

Предлагаю вам список качеств, которыми преподавателю йоги желательно не обладать:

Преподаватель не уверен в себе. Когда я только окончила курс для преподавателей йоги, я сначала не понимала, что я делаю. Конечно, я многое знала, но я не ощущала себя достаточно знающим человеком. Я боялась, что скажу что-то не то, дам кому-нибудь неправильный ответ на вопрос, а еще больше боялась, что кто-то может вступить со мной в спор. Я уверена, что большинству учителей это знакомо на начальном этапе преподавания. И не все так плохо: это значит, что они хотят делать свою работу хорошо! Когда я отбросила попытки довести все до совершенства, перестала стремиться говорить и делать все идеально, а вместо этого начала уделять внимание тому, что ощущают на занятиях мои ученики, мои преподавательские навыки заметно улучшились.

Преподаватель знает все и вся. Другая крайность, которая, помимо неуверенности в себе, опасна для преподавателя йоги – это чрезмерная уверенность в себе и своих преподавательских способностях. Это качество довольно сложно заметить, особенно, новичкам. Но если после нескольких занятий преподаватель так ни разу не проявил личной скромности, то пора задаться вопросом о компетентности преподавателя. Вам стоит поставить ответы своего преподавателя под сомнение, если, какой бы вопрос вы ни задали, вы никогда не слышали в ответ: «Я не знаю». Никто не может знать все на свете. И тем, кто разделяет точку зрения, что кто-то может знать все и вся, значительно сложнее будет стремиться к получению новых знаний и расти. А ведь талантливые учителя никогда не прекращают учиться и развиваться…

Занятие этого преподавателя всецело посвящено рассмотрению его / ее достижений. Этот преподаватель больше говорит, чем слушает; кажется заинтересованным скорее в демонстрации своих собственных умений, развитых с помощью практики йоги, чем в выстраивании практики своих учеников. Такой преподаватель большую часть занятия тратит на то, чтобы похвастаться, у каких знаменитых великих учителей он или она учились. Или, возможно, такой преподаватель постоянно дает на занятии те позы, к которым группа еще не готова, чтобы потешить свое самолюбие и насладиться тем моментом, когда челюсти учеников упадут на пол при виде той или иной замысловатой позы, которую показывает такой преподаватель.

Читайте также:  Йога для грудничков упражнения в домашних условиях

Преподаватель настаивает, чтобы ученики выполняли позу именно так, а не иначе, без объяснения причин. «Потому что я так сказал(а)» – это может быть приемлемым обоснованием тех или иных поступков родителей, воспитывающих своих детей. Но это объяснение совсем не подходит для преподавателя йоги. Не следует просить своих учеников сделать что-то, не имея достаточного на то основания. Преподаватель, если потребуется, должен уметь объяснять, потому ученикам предстоит выполнить ту или иную позу, последовательность, или технику.

Преподаватель всего лишь ведет занятие, а не учит тех, кто пришел заниматься. Очевидно, есть такие люди, которым важно посещать занятия йоги, выполнять позы, которые называет учитель, и помимо этого ни по какому поводу не контактировать с учителем и практикующими. Я полностью понимаю таких людей. Но даже те преподаватели, которые уделяют больше внимания полученному при практике опыту, чем выстраиванию позы, должны проявлять заботу о тех, кто пришел на занятие; дать им пищу для размышлений, то, над чем они смогут в дальнейшем работать, что приблизит их к более полному пониманию практики йоги.

А какие наиболее заметные ошибки совершают ваши преподаватели йоги?

Постоянный адрес статьи:

com. Перевод Е. Саноцкой.

Важность личной практики

Однако надо понимать, что преподаватель йоги это не только замечательная профессия, но и непростой физический труд. Прежде всего надо постоянно быть в хорошей форме, что подразумевает регулярную личную практику.

Необходимо выкраивать время на это. Раньше вставать или заниматься в дневное время. Думать, что только занятия с группой будут поддерживать вашу физическую форму не совсем верно.

Как правило, на группе выполняются простые базовые асаны, а в йоге необходимо постоянное развитие. Надо осваивать новые более сложные для себя варианты асан. На группе, особенно начального уровня, это делать невозможно.

Терпеть и продолжать

Когда до конца отведенного нам времени — двух часов — осталось минут 30, Людмила сообщила, что осталась последняя, пятая мудра (инструктор настойчиво называла упражнения мудрами, хотя в традиционной йоге мудры — это жесты рук). Она простая, но времязатратная. И выполнять эти упражнения, как выяснилось, надлежит не только на бесплатных воскресных встречах, но и дома, ежедневно. Если нет времени — можно их разбивать на циклы.

Читайте также:  Буддизм: молитвы и мантры на удачу, перед едой

Упражнение предполагало некоторые движения рук, а позже — фиксация их в одном положении. Правая сверху, левая снизу, ладони направлены друг к другу, руки параллельны, не соприкасаются ни между собой, ни с телом. Нужно сесть в позу лотоса, расположить их в таком положении и продержаться, закрыв глаза, десять минут. Потом поменять положение рук местами, и вновь застыть на десять минут. Затем поднять их на уровень бровей, образовав круг, зафиксировать в таком положении, но не касаться друг друга, и тоже продержать неподвижно десять минут. Время никто не засекает: я поняла, что в музыке звучит какое-то новое слово, и это означает, что положение рук нужно менять.

Слева от меня занималась девушка, которая то и дело ложилась в позу кошки, выгибая спину. Людмила тоже обратила на нее внимание: заметно, что ей движения даются труднее, чем всем нам. Она призналась, что пришла на реабилитацию после серьезной травмы позвоночника. Но, кроме этих занятий, посещает еще хатха-йогу. Тренер сразу прервала рассказ: нельзя ходить и туда, и сюда. Необходимо сделать выбор. Людмила не предложила девушке выполнять упражнения по мере сил. Напротив, советовала терпеть и продолжать выполнять упражнения, как все.

Терпеть и продолжать

Перед выходом из зала Людмила объявила, что главное — это, конечно, не только тело, но и ум. Потому всем рекомендовано взять книгу. Если навсегда, то за 50 рублей, если с возвратом, то бесплатно.

Людмила подала администратору 800 рублей за аренду зала. Свои деньги она достала из сумки, чем вызвала удивление всех нас, новичков. Это что, огромное желание всех привлечь к занятиям?

«Да, — кивнула наша гуру. — Я вся исцелилась, столько всего познала, что хочется охватить как можно более широкий круг».