Что такое свами шивананда йога. Основные асаны

Перевод А. Сидерский Редакция И. Старых Рисунки О. Бадьо Обложка О.Бадьо

Различные пути

Все разнообразные пути Йоги ведут к одной и той же точке или источнику. Их часто сравнивают с разными реками, впадающими в море. В начале они текут совершенно отдельно и носят разные имена. Однако по мере движения от истока к устью они начинают сливаться друг с другом пока, в конце концов, их не поглощает океан. В нем реки полностью теряют свою индивидуальность. Так же обстоит дело и с различными направлениями Йоги. Поначалу они обладают специфическими особенностями и порой даже кажутся противоречащими друг другу, но по мере движения по одному или нескольким из этих путей, их различия исчезают. Все направления Йоги объединяет одна цель: физическое здоровье, спокойствие ума и высшее осознание.

Вот перечень основных ответвлений Йоги: Мантра Йога, Кундалини Йога, Лайя Йога, Хатха Йога, Раджа-йога, Патанджали Йога, Бхакти Йога, Дхьяна Йога, Свара Йога, Карма Йога, Крийя Йога, Джапа Йога, Джняна Йога. Существует и много других, и мы попытаемся кратко охарактеризовать эти различные пути на последующих страницах.

Все множество вариантов Йоги можно ориентировочно разделить на 9 основных групп. Они соответствуют самым главным аспектам нашей личности.

Краткая история дашанами-санньясы

Традиция адвайта-веданты прослеживается на двух уровнях — герменевтической преемственности комментариев к работам по веданте и религиозной установки на отречение от мира. Эти два аспекта глубоко связаны друг с другом, ибо большинство известных авторов адвайтических текстов были членами ордена дашанами-санньясы, основанного в VIII веке. В те времена признанным духовным наставником в Индии считался Ади Шанкарачарья, распространявший философию адвайты, которая ведет к получению опыта наивысших ступеней йоги. Именно он и стал основателем движения санньясы, призванного объединить различные группы отшельников, которые были рассеяны по всей стране, общей идеей санатана-дхармы — «священного долга». Приверженцы этого течения донесли до нас и продолжают передавать вечное послание единства всех вер, достигающего высшей точки в адвайте — недвойственном видении действительности, где все вещи существуют согласно своей подлинной сути. Их легко отличить по внешнему виду: все дашанами-санньясины придерживаются традиции эка-данди, т. е. носят с собой только деревянную палку, символизирующую тождество Брахмана и Атмана.

Шанкарачарья организовал дашанами-сампрадая, или «орден десяти имен», путем устроения четырех главных матхов (монастырей): в Шрингери на юге, Пури на востоке, Двараке на западе и Джьотире на севере, что соответствует священной географии Индии. Орден получил свое название по десяти (даша) именам (нама), которые принимают санньясины при вступлении. Десять имен распределены среди четырех монастырей следующим образом: Сарасвати, Бхарати, Пури относятся к Шрингери; Тиртха, Ашрама — к Двараке; Сагара, Гири, Парвата — к Джьотиру; Тиртха, Аранья, Вана — к Пури. Однако номинальное присоединение к определенной ветви ордена не предопределяет проживание в одном из монастырей; напротив, монахи продолжают постоянно странствовать по всей стране. В северной Индии санньясины организованы в отдельные акшады, главы которых обычно избираются в период кумбха-мелы, когда происходит и присоединение новых монахов. Но только в Шрингери, к которому относится имя «Сарасвати», сохранилась непрерывная линия преемственности от Ади Шанкарачарьи, тогда как в остальных монастырях последовательность была прервана в силу различных исторических причин и стала восстанавливаться совсем недавно.

Кроме четырех главных известно множество других монастырей, многие из которых были первоначально официальными подразделениями ордена, а затем превратились в независимые учреждения. Вообще, различные монастыри в Индии работают вполне независимо друг от друга, и руководители дашанами-санньясы обычно не вмешиваются в их внутренние дела, если это не требуется. В дополнение к традиционным матхам и акшадам существуют современные монашеские ордена, созданные представителями дашанами-сампрадая. Среди них духовная преемственность по линии Шрингери прослеживается не только в Обществе Божественной Жизни, основанном Свами Шиванандой Сарасвати, но и во всемирно прославленных Миссии Рамакришны, установленной Свами Вивеканандой, и Миссии Чинмайи под руководством Свами Чинмаянанды. Хотя последние из названных организаций почти игнорируют хатха-йогу, они объединяют адвайта-веданту с практикой высших ступеней йоги и тоже делают акцент на необходимости социального служения. Также эти современные учреждения имеют тенденцию распространять свое влияние на Западе, равно как и в Индии, и часто в совокупности их обобщают в понятие нео-веданты.

Важно понимать, что адвайта-сампрадая не является шиваистской сектой, и члены ордена поклоняются Шиве и Вишну наряду с другими индуистскими божествами. Тем не менее, бог Шива — образец отшельника, и самого Ади Шанкарачарью почитают как воплощение Шивы, поэтому современные руководители ордена имеют большое влияние на шиваистские общины. Последующие гуру адвайтической традиции, которых тоже называли «Шанкарачарьями», избирались преимущественно среди особого клана смартов, объединяющих внутренние ведические ритуалы с религиозными аспектами индуизма. Распространенный обряд поклонения панча-ятана-пуджа предлагается пяти божествам: Шиве, Вишну, Шакти, Ганеше и Сурье, хотя в его проведении существует много местных особенностей. Существенно, что индуистская ритуальная практика занимает в традиции санньясы далеко не последнее место, и для шивананда-ашрамов вполне типично чередование в повседневном распорядке практики асан и пранаям с проведением пуджи или самкиртана. Совершенно естественно утверждение, что хатха-йог должен концентрироваться на чакрах и покровительствующих им божествах.

Глава Физиология и патология в «Йога-Шастре» и «Аюрведе»

Основы философии и физиологические концепции в Йоге Йогическая концепция психоэнергетических узлов Физиология и патология в «Аюрведе» Питта — органический огонь Капха, или Шлешма, — вода в микрокосме Общая классификация патологий Микробиологические концепции в «Аюрведе» Диагностика в «Аюрведе»

Читайте также:  Базовые практики хатха-йоги — уроки для начинающих

Глава 2. Йогические техники работы с телом в практике Йога-терапии

Понятие праны в практике Йоги Асаны и мудры Общие методические рекомендации Описание упражнений

Искусство переменного дыхания Категории упражнений по характеру их тренировочного и психоэнергетического воздействия. Принцип прогрессивной тренировки

Глава 3. Сахаджа-дхаути-крийя —упрощенная практика очистительных процедур. Очищение водой, внутренним огнем, воздухом и солнечным светом, купание и очищение голодом

Наули-крийя, или Лаулика-крийя, —волна Методы очищения кишечника

Глава 4. Лекарства и научная медицина с точки зрения Йога-терапии

Глава 5. Диетические концепции в Йоге и Йога-терапии

Общие метафизические аспекты Понятие о категориях пищи Метафизика пищевых цепочек Общие понятия о химическом составе пищи Основные химические элементы и продукты питания Белковые продукты Кровь и сбалансированная диета

Глава 6. Сексуальная жизнь с точки зрения Йога-терапии

Глава 7. Терапевтический указатель  

Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога — вот огонь, которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело свое в этом огне, так свершив его очищение.

«Гхеранда- Самхита»

Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве 6о смертью. Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл.

«Хатха-Йога-Прадипика»

 

Комплекс упражнений Свами Шивананды

1. Уттхита ширша экапада чакрасана Лягте на спину, положив руки под ягодицы или вытянув вдоль тела. Поднимите голову, поочередно сгибая ноги выполняя движение «езда на велосипеде». При движении колени попеременно оказываются у груди. Каждая ступня при этом описывает круги. Держите голову поднятой (слабые люди не должны поднимать головы). Если чувствуете усталость, отдохните, а затем повторите упражнение один или два раза. Упражнение устраняет дефекты ягодиц, талии, живота, спины, груди, ног, коленей, ступней. Оно очищает семя, устраняет ночные поллюции, очищает кровь, изгоняет кольчатых червей и даже излечивает паралич. Если парализована рука, выполняйте такие же упражнения, как ногами. Регулярной практикой этого упражнения достигается здоровье и сила всего организма.

2. Уттхита дви падасана Лягте на спину, прижав вытянутые руки к полу. Медленно поднимите вытянутые ноги под углом в 45°, не сгибая их в коленях. После этого опустите их, не дотрагиваясь до земли. Повторите 4—5 раз. Упражнение дает больший эффект, когда его выполняют с поднятой головой.

Комплекс упражнений Свами Шивананды

3. Уттхита эка падасана Лягте на спину и поднимите ногу под углом в 45°. Затем поочередно медленно поднимайте и опускайте ноги, не дотрагиваясь до пола. Упражнение хорошо укрепляет мускулатуру живота и кишечника, очищает семя, предотвращает ночные поллюции, а также изгоняет кольчатых глистов. Упражнение дает лучшие результаты, если его выполнять с приподнятой головой, но слабым лицам это противопоказано.

Читайте также:  Виды йоги и их отличия для начинающих: польза для женщин

4. Уттхита хаста мэрудандасана Лягте на спину, поднимите и положите на пол вытянутые вверх над головой руки. Медленно подносите обе руки к носкам, не поднимая ног и не сгибая коленей, пока не почувствуете напряжение мышц живота. Останьтесь в этом положении 10—15 секунд. Затем вытяните вперед руки и головой дотроньтесь коленей. После этого медленно возвращайтесь в исходную позицию. Повторите несколько раз. Упражнение устраняет дефекты живота, спины, позвоночника, груди, талии, шеи.

Книги по Шивананда йоге

Свами Шивананда написал около 300 книг, в которых щедро делился своими знаниями и взглядами на жизнь. Мы рекомендуем к чтению:

  1. «Золотая книга йоги» Свами Шивананда.
  2. «Сила мысли» Свами Шивананда.
  3. «Йога и сила мысли» Свами Шивананда.
  4. «Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную Йога-терапию» Свами Шивананда.
  5. «Йога и здоровье» Свами Шивананда.
  6. «Практика карма-йоги» Свами Шивананда.
  7. «Джапа-йога. Медитация на Ом» Свами Шивананда.
  8. «Концентрация и медитация» Свами Шивананда.
  9. «Практика брахмачарьи» Свами Шивананда.

Онлайн уроки по Шивананда йоге – это находка для тех, кто ищет спокойствие и гармонию в жизненной суете. Акцент на расслаблении, простые и эффективные упражнения, обучение дыханию – это то, что принесёт пользу не только телу, но и внутреннему состоянию.

Отличие хатха-йоги от гимнастики и других систем здорового образа жизни

Сегодня на занятиях фитнесом многие инструкторы включают в программы некоторые элементы йоги. Но такая практика не является йогой в полном смысле слова. Как правило, фитнес и любая гимнастика не имеет своей философской наполненности и ориентирована лишь на тело. Разумеется, сейчас существуют адаптированные школы йоги, которые отрицают всю ту ее часть, которая связана с медитацией, работой чакр и пранаямой. Но такой подход превращает йогу в зарядку и не ведет к настоящей цели традиционной хатха-йоги – гармонии ума, духа и тела.

Аштанга Йога Мантра

Каждый урок аштанга виньяса йоги, следуя традиции, начинается с чтения мантры. Буквально: «освобождение ума», «стих», «заклинание». Главное — это точное звучание священного текста или слов, звуковые колебания которых успокаивают и расслабляют.

В первой мантре ученики благодарят гуру за мудрость и выражают глубочайшую честь. В заключительном стихе йоги делятся накопленной благоприятной, чистой энергией со всеми живыми и желают всего хорошего. Произнесите мантры на языке письма.

Сильная и популярная буддийская практика, благодаря которой очищается карма и познается самость, — это Ваджрасаттва мантра из 100 слогов. В этом призыве просьба божества состоит в том, чтобы очистить человека от грехов и негатива. Они читают, говорят, поют или слушают мантру, когда хотят и где хотят, те, кто хочет и верит в это. Для начинающих повторять 21 раз в день. Очистить разум и просветить сознание — на 108.