Аштанга йога полное пошаговое руководство

Йога стала групповой не так давно — в эпоху расцвета йога-студий, ретритов, медиа. Изначально асаны использовались как терапия, уникально подбираемая под каждого ученика. Более того, Шэрон Гэннон, создательница направления дживамукти-йоги, говорит, что «йога — наше естественное состояние. Но мы можем применять методы йоги, когда понимаем, что сопротивляемся своему естественному состоянию». 

Первое правило для начинающих

Как бы ни вдохновляющее выглядели действия инструктора на видео, начинающим нужно помнить непреложное правило: начинать с простейших, базовых вещей. И это относится ко всем, не зависимо от уровня физического развития и текущего состояния здоровья. Аштанга йога построена на управлении движениями внутренних токов под контролем сознания. Для начинающих, тех, кто ранее никогда этого не делал, необходимо задействовать эти механизмы – сознательно. Чтобы выполнение упражнений йоги приносило пользу и не наносило вреда. К слову, последнее – это принцип ахимса, один из элементов Яма, первой ступени Аштанга йоги.

Первое правило для начинающих

Хатха-йога

Какое бы направление вы в итоге ни выбрали, оно является ответвлением хатха-йоги, так как цель любой практики — «читта вритти ниродха», остановка колебаний ума. Это заключил Патанджали в «Йога-сутрах» — одном из первоисточников йоги.

Классы по хатхе отличаются особым вниманием к отстройке асан и медитативному состоянию в них. Во время класса асан разбирается немного, хотя это зависит от плана преподавателя. И музыка, и тип практики, и темп зависят также от него. Например, есть хатха, похожая по интенсивности на виньясу — или, наоборот, на спокойную йогу Айенгара.

Однако, если вы попадете на класс, где хатха дается в более-менее классическом варианте, вы ощутите, что ваш фокус медленно скользит с тела на дыхание, с дыхания — на состояние сознания, с состояния сознания — снова на тело. Терапия психики через терапию физики — пожалуй, это направление можно обрисовать так. Хатха-йога опирается на первоисточники, на классику и на те анатомические акценты, которые изначально можно увидеть в рекомендованной литературе.

Основная подготовка

Каждый желающий способен посещать занятия по аштанга-йоге, но перед этим придется проходить духовные практики. Для выполнения таких подходов, как стойка на руках, потребует хотя бы немного физической подготовки. Упражнения включают в себя укрепление мышечного корсета, растяжку, выработку выносливости. Тот, кому раньше не приходилось заниматься физическими упражнениями, сначала будет быстро устать и придется прервать данную практику. Поэтому потребуется немалая сила воли, чтобы пройти весь путь от начала и до конца.

Также новички проходят следующее:

  • концентрация на ощущениях в разных частях тела;
  • контроль дыхания во время упражнений;
  • сохранение медитативного состояние сознания.

Аштанга-Йога. Полное пошаговое руководство

Издательство ФАИР Год 2007 Формат DJVU

Книга представляет собой поэтапное иллюстрированное руководство, которое проведет вас через циклы сбалансированных упражнений и способов дыхания этой динамичной формы йоги. Тщательно разработанный курс начинается простыми циклами для новичков, освоив которые, вы создадите основание для перехода на следующий уровень.

Аштанга-йога улучшит вашу гибкость, физическую и ментальную силу, повысит концентрацию, окажет оздоровительное воздействие на мышечно-скелетную систему, что приведет к очищению тела и успокоению сознания. Она идеальна для любого, кто получает удовольствие от фитнеса и спортивной активности.

Читайте также:  Комплекс йоги для начинающих на 30 минут

Ступени совершенства

Современности известны шесть уровней аштанга виньяса йоги. Уровни – это последовательности асан. Чем выше уровень, тем сложнее комплекс асан. 1, 2 и 3 последовательности считаются наиболее доступными в плане освоения.

1 уровень – базовый — это Йога Чикитса (йога-терапия);

2 уровень – Нади Шодхана (очистка нади – энергетических каналов);

Ступени совершенства

3 уровень и последующие – это Стхира Бхага Самапта возрастающей степени от 1 до 4 (совершенствование изящества практики).

Считается, что на эти уровни способны перейти только очень продвинутые йогины. Информации о них крайне мало, а узнать больше можно либо в Индии у самого хранителя традиции, либо у посвященных преподавателей этого направления.

Любое занятие начинается и заканчивается особыми мантрами. Также в самом начале утренней практики всегда выполняется Сурья Намаскар — приветствие Солнцу

Разоблачения в мире йоги

Паттабхи Джойс своеобразно относился не только к словам своего Гуру, но вообще к авторитетам. Чего стоит его трактовка древних текстов. Истина для Паттабхи не была главным. Важнее было доказать право существования Аштанга-Виньяса-Йоги и создать иллюзию ее древнего происхождения. Обратим внимание на уверение Паттабхи Джойса, что описание последовательности «Сурья Намаскар А» и «Сурья Намаскар Б» можно найти в Яджурведе (2-6 тыс до н.э). Долгое время это не оспаривалось. Однако, благодаря Фредерику М. Смиту (профессору-ассистенту кафедры санскрита и индийских классических религий Университета штата Айова), было доподлинно установлено, что эти заверения мало соответствуют действительности.

Страницы из книги «Десятиточечный путь к здоровью» (1927), впервые описывающей комплекс «Сурья намаскар»

Разоблачения в мире йоги

Тем более Сурья Намаскар, как последовательность асан, появилась значительно позже времен Яджурведы, а именно в 20 веке. До этого, конечно, были упоминания о поклонении Солнцу. Но данные техники имели другую цель и форму. Это были духовные практики в виде особых ритуалов и простираний. А первое изложение техники «Сурья Намаскар» появилось в 1927 году, в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Там этот комплекс даётся в уже знакомой нам форме: в виде асан, расположенных особым образом.

Читайте также:  Эффект от выполнения упражнений тадасаны в йоге

Скорее всего, такая форма Сурья Намаскар дошла до Кришнамачарьи, а через него и до Джойса, благодаря Айеру. Популярный культурист активно использовал ее в своих тренировках и мог рекомендовать ее другим преподавателям. Эту версию подтверждает исследователь йоги Эллиот Гольдберг, приводя воспоминания сына Айера. Тот рассказывает о встречах своего отца с Кришнамачарьей, во время которых Айер давал последнему рекомендации по проведению его занятий.