Виды парусов для полных курсов в яхтинге.

Яхтой называется всякое судно, безразлично — моторное или парусное, предназначенное для спортивных или туристских целей. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. Корпус предназначен для размещения экипажа и предметов снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Бегущий такелаж в зафиксированном состоянии является неподвижным, но если необходимо управлять парусником, он может в пространстве передвигать снасти.

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Читайте также:  Лук и Стрела

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

Все оснастки помимо общего группового названия имеют и дополнительные, обозначающие, к какой части паруса либо рангоута эти элементы относятся. К примеру, шкот на стаксель парусе — стаксель-шкот, стеньга первой мачты — фок-стеньга.

Классификация соревнований в парусном спорте

Все известные соревнования в мире парусного спорта делятся на такие виды:

1) По месту проведения плавания

  • кругосветные соревновательные плавания
  • океанические состязания на больших расстояниях
  • соревнования морского местоположения
  • плавания локального типа соревновательного плана

2) По типам и классификации яхтенных суден

Монотипные соревнования. Для участия в данной разновидности соревнований допускаются только те яхты, которые абсолютно полностью соответствуют всем техническим требованиям и правилам, имея только определенные размеры и конструкцию, которые регламентированы организацией, проводящей соревнования.

Соревнования макси-яхт. Для того, чтобы принять участие в этом состязании, необходимо иметь яхту длинной более 30-ти метров (более 100 футов).

Соревнования суден, соответствующих специальной обмерной формуле. В этой гонке яхтенных суден можно принять участие при условии полного соответствия давно установленным параметрам по длине яхты, тоннажного водоизмещения и общей парусной площади, которая задает скорость яхте.

Соревнования крейсерских яхтенных килевых суден и швертботов. Здесь всегда участвуют только двух видов судна:

Крейсерские яхты – это плавающие суда, имеющие оснащение оборудованием и специальную укомплектованность, которые позволяют яхтам находиться длительное время на водном пространстве и совершать продолжительные автономные перемещения.

Швертботы – это суда, представляющие собой парусники, которые не имеют некоторого лишнего оборудования и постороннего технического оснащения, вместе с отсутствующим балластным килем. Такое снаряжение комплектуется только швертом, это плавник, который имеет выдвижную конструкцию и специальное назначение в виде препятствования при сильном ветре уклонению яхты от курса.

Гонки однокорпусных яхтенных суден.

Соревнования с участием одних только катамаранов (катамаран в переводе с тамильского означает «бревна, которые связаны»).

Состязания на тримаранах. Это трехпалубные парусные судна.

3) По профессиональному назначению

  • профессиональные соревнования на парусных суднах
  • состязания на парусниках любительского направления
  • гонки на парусных судах и яхтах, имеющих смешанный тип и направление

4) По экипажному составу

Одиночные соревнования парусных суден. Сюда входят яхты, которыми управляет только один человек, – капитан.

Командные состязания парусных суден. Парусники, которыми управляет целая команда моряков, в количестве от 2-ух до 40-ка или более членов экипажа, все зависит от серьезности и габаритов плавающего парусного судна.

Гонки возрастной классификации. В этой направлении соревнований принимают участие только профессиональные спортсмены, имеющие определенный возраст.

Соревнования, имеющие классификацию по полу. В одних соревнованиях участвуют только мужчины, а в других только женщины.

5) По протяженности дистанции

Этапные виды соревнований. В них расстояние от старта до финиша делится не несколько этапов или отрезков.

Рейсовые типы состязаний. Здесь яхты плавают по определенному маршруту, не имеющие по правилам остановок в портах.

6) Гонки по длине рейса

Короткие дистанции в состязаниях.

Длинные соревновательные дистанции.

7) Соревнования, делящиеся по видам правил проведения состязаний

Матчевые соревнования. Победитель определяется подсчетом общего количества очков, набранных во всех матчах.

Командные состязания. Определенное количество команд участников соревнуются друг с другом.

Гонки с пересадкой. Каждый участник проходит одну и ту же дистанцию на всех парусниках по очереди, которые принимают участие в соревнованиях.

Гандикапные соревнования. В данном виде гонок принимают участие суда из разных классов, а победитель определяется после демонстрации яхтами результатов, пересчитанных, учитывая гандикапные баллы, которые отображают характерные особенности индивидуально каждого судна.

По итоговым результатам прихода. Здесь победу получает тот парусник, который пришел первым на финиш.

Как видно из общей информации по классификации соревнований, парусный спорт имеет довольно обширные особенности и вполне естественно является довольно популярным видом спорта во всем мире, как отдельно взятой спортивной дисциплины.

&nbspПоделитесь в социальных сетях

одномачтовые парусные суда

ял — легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.кэт — парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.шлюп — одномачтовое морское парусное судно.

тендер — одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса — стаксель, трисель и топсель.куттер — парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.

Укладка этих видов парусов.

В отличие от основных парусов — грота и стакселя, которые ставят при выходе из гавани, спинакер всегда приходится ставить на ходу: либо когда яхта идет полным курсом, либо, как это часто делают в гонках, при переходе с острого курса на полный. Постановка спинакера, площадь которого часто превышает обмерную площадь парусности, когда яхту раскачивает волнами и ветер рвет парус из рук, — дело нелегкое. Подобные виды парусов можно успешно поставить, если заранее приготовить его, уложив в определенном порядке в мешок . Делают это двумя способами.

Читайте также:  Выносливость. Биохимия выносливости.

Первый способ укладки этого вида парусов. Раскинутый спинакер укладывают в мешок, начиная с середины нижней шкаторины, так, чтобы остались торчать из мешка сначала нижние углы паруса, а затем, после укладки оставшейся части, — фаловый угол. Все три угла осторожно, чтобы не перепутать, укладывают поверх спинакера. Задача матроса, который будет ставить спинакер, — правильно разобрать углы и заложить фал и брасы, не перепутав их. Уложенный спинакер можно ставить легко и без всякой задержки.

Второй способ укладки этого вида парусов. Разложенный спинакер постепенно, вертикальными складками собирают к центральному шву , в длинную колбаску. Затем укладывают змейкой, горизонтальными складками одна на другую в пакет по размеру мешка. При укладке пакета в мешок нужно два нижних угла оставить торчащими из-под пакета, а фаловый угол положить сверху.

Ставить эти виды парусов в яхтинге можно также двумя способами: от штага или от вант. Но об этом в следующей статье.

По материалам книги «Настройка парусов и такелажа» Ивар Дедекам

Примечания

  1. Возможно, что в Нижней Германии.
  2. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту, 1962.
  3. Первые три вида яхтинга в англоязычной литературе объединяются в категорию круизинга (Cruising).
  4. Борисов, 2018, с. 131-135.
  5. В битве за город Ленина. Встреча ветеранов в редакции (неопр.). «Катера и яхты», вып. 54, с. 1-10 (1975). Дата обращения: 24 сентября 2016.
  6. Рогаткин А. В., Шиянов Л. П. Книга памяти и славы профсоюзного спорта Ленинграда. Справочное художественно-публицистическое издание, 240 с. С-Петербург (неопр.) (недоступная ссылка) с. 74 (2015). Дата обращения: 28 сентября 2016. Архивировано 29 июля 2016 года.
  7. Про парусники на Дороге жизни, или Буера в обороне Ленинграда. 2014-02-12
  8. В англоязычной литературе он обычно так и называется: Neva Yacht Club.
  9. Вероятно, этнический норвежец.
  10. «Cosak».