Школа начинающего велосипедиста

Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.

Что такое биомеханика. Биомеханика в велоспорте

Биомеханика — наука, изучающая движения человека. Действия анализируются на основе законов механики. Две основные цели биомеханики:

  • повышение эффективности движений человека;
  • предупреждение или уменьшение последствий травм.

Биомеханика в велоспорте определяет, как педалировать безопасно для организма с максимальной эффективностью и как преодолевать аэродинамическое сопротивление. Биомеханика движений в велоспорте определяется положением (посадкой) спортсмена, относительно велосипеда и техникой педалирования. Посадка может быть удобной, может быть эффективной, а может быть и удобной и эффективной. И, самое главное, посадка должна обеспечивать безопасное педалирование.

Итак, что дает правильная посадка с точки зрения биомеханики:

  1. Удобство — фактор субъективный, определяется вашими ощущениями. Ноет — не ноет, болит — болит, затекает — не затекает. Комфорт и удобство влияют на ваше психологическое состояние. Если вы едете длинную тренировку, а вам не удобно сидеть в седле, то в этот момент вы будете меньше думать о технике педалирования и мощности.
  2. Эффективность. При одних и тех же усилиях при правильной посадке ваша скорость будет выше. За одно и то же время вы сможете преодолевать бОльшее расстояние. Эффективная посадка позволит сохранить ресурс ваших мышц. Правильная посадка для групповых гонок в велоспорте позволит просидеть в седле всю гонку, сохраняя силы на финишный рывок. Правильная посадка в триатлоне сохранит ваши ноги для бега. В трековых дисциплинах и разделочных гонках грамотная посадка позволит развивать максимальную скорость за кратчайшее время.
  3. Аэродинамичность. На скоростях выше 35 — 40 км/ч аэродинамическое сопротивление становится важным фактором при педалировании. Велосипедист должен иметь обтекаемую посадку, с наименьшей площадью сопротивления.
  4. Безопасность. Правильная посадка с точки зрения биомеханики уменьшает риск травмы: снижает нагрузку на стопы, коленные суставы, спину, плечи, шею, уменьшает мышечные боли.

Прокачка туловища

Людей не меньше интересует, какие группы мышц туловища работают при езде на велосипеде. А также им интересно, качается ли пресс. Знать досконально для этого анатомию человека необязательно. Уже при первых оборотах педалей велосипеда можно почувствовать, что в процесс активно включаются:

  1. Мышцы ягодиц. Работают они в паре с квадрицепсом. К тому же они поддерживают равновесие при езде, из-за чего на них увеличивается в несколько раз уровень нагрузки.
  2. Брюшные мышцы. Для более тщательной проработки пресса необходимо правильно сидеть на велосипеде. Умение удерживать корпус ровно при наклоне вперед делает намного удобнее сам процесс езды, значительно укрепляет как брюшные, так и поясничные мышцы.
  3. Руки и плечи. Нагрузка на эти группы производится гораздо реже. Однако активно работает плечевой пояс при поворотах руля или удержании велобайка во время съезда с холма. Кроме этого, мышцы приходится задействовать, когда необходимо крутить педали стоя, а также при крутых подъемах.
Прокачка туловища

Любые неровности, встречающиеся в пути, являются своеобразным препятствием, затрудняющим езду. Они делают тренировку мышц спины и пресса намного результативнее.

Читайте также:  Подходы и повторения в силовых тренировках

Многие считают, что лучше всего, если тренировка задействует всю мускулатурную систему, но это не совсем так. В первую очередь следует учитывать особенности своего организма. Например, тем, кто имеет лишний вес или склонен к варикозному расширению вен нижних конечностей, велосипедные тренировки необходимо начинать по ровным местностям, где отсутствуют всевозможные дефекты поверхности дорожного покрытия, чтобы не надорвать спину и не напрягать сосуды.

Для женщин важно, какие мышцы работают при езде на велосипеде, и существуют ли особые правила набора мышечной массы. Злоупотреблять для этого долгими тренировками не стоит. Лучше всего выезжать на велопрогулки два раза в день на один час. Скорость должна быть более быстрой, при этом вращение педалей нужно осуществлять ровными, плавными и постоянными движениями. Качаются ли ягодичные мышцы — еще один главный предмет обсуждения представительниц прекрасного пола. Важным условием в данном случае станет постоянная езда стоя на педалях. Однако забывать о смене упражнений во время движения не стоит, иначе ягодицы так и не приобретут идеальную форму.

Прокачка туловища

Мышцы ягодиц работают в паре с квадрицепсом, поддерживая равновесие при езде, из-за чего нагрузка на них увеличивается в несколько разНаклон корпуса немного вперед делает удобнее сам процесс езды и значительно укрепляет как брюшные, так и поясничные мышцыПлечевой пояс активно задействуется при поворотах руля или удержании велобайка во время съезда с холма

Прокачка туловища

Польза для легких

Велосипедные тренировки приводят к увеличению минутного объема дыхания и улучшению вентиляции легочной ткани. У велосипедистов почти не бывает застойных явлений в бронхах и связанных с ними хронических заболеваний органов дыхания. Занятия этим видом спорта способствуют насыщению крови кислородом, что благотворно сказывается на общем тонусе. Разумеется, речь идет о поездках на действительно свежем воздухе – в лесу или парке (велосипедная прогулка по центральным улицам мегаполиса в этом смысле скорее вредна, чем полезна).

Основные виды

На сегодняшний день существует 4 основных вида велоспорта:

  1. шоссейные;
  2. трековые;
  3. мотокросс на велосипедах;
  4. соревнования на горных велосипедах.

Благодаря своей популярности, все перечисленные виды являются олимпийскими. А сейчас рассмотрим что за спорт представляет собой каждый вид в отдельности.

Шоссейные велогонки

Данный вид представляет собой гонка, проводимая на большие дистанции и продолжающая много дней. Для этого спортсмены будут кататься на специальных шоссейных велосипедах.

В качестве трассы могут служить как асфальтированные дороги, так и брусчатка, гравий. Сама дорога может быть идеально ровной, так и иметь различные неровности. Главное требование – отсутствие участков с пересеченной местностью.

Подразделяются на следующие виды:

  • простые однодневные – когда спортсменам требуется проехать около 300 км;
  • сложные многодневные – такие заезды могут продолжаться более 7 дней, за время которых нужно преодолеть не одну тысячу километров;
  • критериум – представляет собой круговую гонку, трасса которой проходит по городским улицам и составляет около 50-150 км;
  • гранд тур – состоит из 3 гонок, с общей продолжительностью в 21 день. Проводится в Испании, Италии и во Франции.

Трековые велогонки

Данные соревнования проходят на стадионе на специальном треке. В отличие от шоссейных, он не отличается масштабностью и красотой. Однако является не менее популярным.

Читайте также:  Где и как правильно хранить велосипед зимой

Трек представляет собой твердое, идеально ровное покрытие, имеющее определенный угол наклона, доходящий до 42°.

Всего разделяется на 16 дисциплин. Между собой они разделяются только небольшими отличиями в правилах.

Наиболее популярные:

  • индивидуальные и командные;
  • имеющие общий или раздельный старт;
  • спринт или гонка с преследованием;
  • в которых делается оценка относительно отведенного времени на получение баллов.

Для победы следует приехать быстрее чем соперники.

Велосипедный мотокросс

Можно встретить еще обозначение BMX. Для участия потребуются специальные велосипеды, имеющие данную маркировку. Их главное отличие заключается в наличие широких шин, так же как в маунтинбайке, небольшие колеса с низкой посадкой велосипедиста, причем руль должен быть расположен достаточно высоко.

Благодаря конструкции, такой вид транспорта является более устойчивым, легко преодолевает различные перепады высот, позволяет выполнять трюки.

Такое соревнование проходит на специальных трассах, имеющих грунтовое покрытие, извилистые, имеющих трамплины, ямы, возвышения или иные препятствия, которые обязательно необходимо преодолевать.

Гонки на горных велосипедах

Это экстремальный вид спорта и очень зрелищный. Является относительно молодым, но весьма популярным в Европе и США.

Разделяется на:

  • кросс — представляет собой заезд, проходящий по пересеченной местности, на дистанцию до 5 км;
  • даунхилл – это будет скоростной спуск, причем трасса будет состоять из естественных препятствий;
  • марафон – длина заезда более 100 км, причем принимаются заявки от всех желающих.

Папа, мама и я

Если заботливая мама не хочет оздоравливать организм в одиночку, то для маленького компаньона тоже понадобится экипаж.

Дети быстро растут и велико искушение купить своему чаду велосипед «на вырост». Однако от этого стоит воздержаться. Выбирая велосипед для ребенка, следует учитывать его возраст, рост и степень развития.

Велосипеды для самых маленьких представляют собой трехколесную игрушку, с жесткозакрепленными на переднем колесе педалями. Они предназначены для детей 2-3-х лет, ростом порядка 95-103 см, и очень просты в эксплуатации. До соседней деревни доехать вряд ли получиться, а до соседнего дачного участка добраться можно с ветерком!

Велосипеды со съемными приставными колесиками по бокам предназначены для обучения ребенка езде на двух колесах. Они способствуют формированию правильной посадки и выработке чувства равновесия.

Для того, чтобы правильно подобрать велосипед соответственно росту ребенка, необходимо запомнить несколько ориентиров: рост велосипедиста должен быть равен двум с половиной диаметрам колеса, а длина рамы (расстояние от оси руля до переднего края седла) должна равняться расстоянию от локтя руки ребенка до кончиков вытянутых пальцев. Обратите внимание, чтобы шины были широкими — для улучшения проходимости и устойчивости, руль и седло регулировались по высоте, рама была низкой, чтобы ребенок мог легко соскочить с велосипеда в случае неудачи, а цепь и звездочки в целях безопасности защищены кожухом.

Любите велоэкстрим? Ваш стиль – кросс-кантри

Кросс-кантри – первая дисциплина маунтинбайка, которая была введена в Олимпийские соревнования начиная с 1996 года. Данный экстремальный вид велоспорта в основном рассчитан на смелых и профессиональных велосипедистов. Здесь необходимы сильные волевые и физические качества, а также правильно подобранная экипировка и комплектующие байка для преодоления длительных дистанций по пересеченной местности.

Главные требования к велосипеду – это прочность и легкость, поэтому для данного стиля используется оборудование и комплектующие высокого класса. Естественно, собрать качественный велосипед и приобрести всю необходимую экипировку достаточно затратное удовольствие. Однако это необходимая мера для безопасных тренировок. Несмотря на все сложности в освоении, дисциплина является одной из самых популярных в велоспорте на данный момент.

Как вести себя при ДТП?

Подробное руководство к действиям при аварии описано в п. 2.5 — 2.6 ПДД. Чтобы вы не запутались в сложных формулировках Правил, для вас мы собрали алгоритм действий при ДТП:

1Убедитесь, что вы в порядке, и при необходимости вызовите скорую (номер 103 или 112).

Даже если вы не чувствуете боли, внимательно осмотрите себя, а лучше попросите, чтобы вас осмотрел кто-то другой. В стрессовой ситуации человек не всегда способен оценить, насколько серьезны его травмы. Если вам нужна помощь врача, а также если вы планируете взыскать с водителя компенсацию на лечение, вызывайте скорую.

2Не передвигайте велосипед и обозначьте место аварии.

Велосипедист вряд ли возит с собой знак аварийной остановки, но у водителя автомобиля он должен быть. Не двигайте велосипед с места аварии, даже чтобы оценить его повреждения.

3Вызовите на место аварии сотрудников ГИБДД (номер 102).

Если вы хотите получить компенсацию на ремонт велосипеда или на лечение, вам понадобится протокол, а значит, без сотрудников ГИБДД не обойтись. Не слушайте водителя, который говорит, что вы сможете получить страховую выплату по европротоколу. Европротокол разрешено составлять без сотрудников ГИБДД, если у обоих участников ДТП есть страховка ОСАГО. Так как у велосипедистов ее нет, европротокол составить не выйдет.

4Снимите место ДТП на телефон.

Пока ожидаете службу ГИБДД, сфотографируйте расположение велосипеда, машины и всего остального, что поможет инспектору правильно восстановить картину событий. Если вы мешаете проезду других ТС, после съемки уберите велосипед с дороги.

5Найдите свидетелей.

Запишите имена, фамилии, номера телефонов и адреса свидетелей аварии. Свидетелем может быть ваш родственник или друг, если он был рядом.

6Дождитесь полицию и примите участие в составлении протокола.

Пока ждете, восстановите в памяти, как произошла авария, чтобы суметь ее четко изложить сотрудникам полиции. Рассказывайте только факты и не поддавайтесь эмоциям. Инспектор ГИБДД, изучив объяснения водителей и фотографии места ДТП, должен оформить протокол. Убедитесь, что он заполнен верно (внимательно проверьте, верно ли написаны имена, корректно ли указаны обстоятельства аварии и пр.).

Вам должны выдать копию протокола об административном нарушении и справку о ДТП. Сохраните эти документы — они вам понадобятся для получения компенсации в страховой компании или через суд (если у водителя нет страховки и он откажется возместить ущерб добровольно).

Конечно, этот алгоритм сработает, только если виновный водитель не покинет место аварии. Если водитель уехал и вам не удалось запомнить его номера — найти его вам не удастся.