Лапта. Правила и как играть. Снаряжение и особенности. Плюсы

Играть в неё могут все. Это поистине демократичная игра. Она не требует никакого специального инвентаря. Нужна только бита из дерева и обыкновенный мяч для большого тенниса. Длина биты варьируется от 70 до 110 см, а вес – до 2 кг.

Обзор документа

Утвержден федеральный стандарт спортивной подготовки по лапте.

В нем определены структура и содержание программ спортивной подготовки, спортивные нормативы. Приведены требования к участию в соревнованиях, условиям и результатам реализации программ подготовки. Установлены особенности подготовки по отдельным спортивным дисциплинам.

Минимальный возраст для зачисления в группу на этапе начальной подготовки составляет 9 лет. На результаты по данному виду спорта наиболее значительно влияют такие физические качества, как скоростные и координационные способности, выносливость.

Приведены перечень необходимой экипировки для занятия указанным видом спорта, требования к кадрам и материально-технической базе спортивных организаций.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Российская лапта. Правила игры

Площадка может быть как закрытой (в помещении спортивного дворца), так и открытой (на поле под открытым небом). Непременное условие — она обязано иметь ровненькую и прямоугольную форму. На игровом поле проводятся две черты, меж которыми приблизительно 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. 1-ая сторона именуется коном, а 2-ая — городом.

Игроки выходят на площадку. Они уже разделились на две однообразные команды. При помощи жребия определяется, какая из их займет место на позиции городка, а какая из их будет водить. Первой штурмует команда городка. 1-ый подающий отбивает битой (лаптой) особый мяч как можно посильнее и далее. В это время игрок должен побежать вослед по направлению его движения. Понятно, что лупить он должен в направлении кона. Водящая команда ловит тот мяч. Если она его получит, то попробует запятнать («осалить») бегущего игрока-соперника. Мяч можно кидать друг дружке. Таким макаром приобретается более комфортная позиция для броска в конкурента. Когда эта процедура будет выполнена, ход перебегает к конкурентам.

В случае если бьющий по мячу безуспешно совершает удар, а противники ловят его, бежать игроку не следует, так как конкуренты могут его очень стремительно изловить и осалить. Наилучшее решение в данном случае — остаться за линией, в зоне безопасности «пригорода».

Игроки, которые находятся в пригороде либо же за коном, должны просто ожидать освобождения. Сделать может это только только один человек – подающий. Если ему получится совершить неплохой пас (отбить мяч и откинуть его далековато), он успевает во время собственной пробежки выручить игрока команды.

Классический вариант лапты

  1. Набирают 2 команды, количество человек до 10 с каждой стороны.
  2. Размечают игровую площадку: проводят 2 черты на расстоянии 40–50 м друг от друга и 2 боковые – в 25–40 м.

За первой чертой находится город, за второй – кон, а между ними – поле.

  1. По жребию одна команда идет в город, другая уходит в поле, где и водит.
  2. Игроки, находящиеся за чертой города начинают игру. Бьющий отбивает подброшенный мяч, стараясь отправить его, как можно дальше в поле. После чего бросает лапту и устремляется через все поле к черте, обозначающей кон. Его задача – пересечь эту линию и возвратиться обратно в город, оставшись незапятнанным.
Классический вариант лапты

Команда водящих в это время должна поймать мяч налету либо быстро подобрать его с земли и осалить бегущего противника. При этом им не разрешается перемещаться по полю с мячом, но зато можно перебрасывать его друг другу.

  1. В том случае, когда водящим удалось запятнать бегущего, они переходят в город.

Если же бегущего не удалось осалить, то стараются быстрее перекинуть мяч за черту города. И тогда, игрок, отбивавший мяч и не успевший вернуться в город до момента падения мяча за эту черту, остается за линией кона.

  1. Такая ситуация: бьющий подал слабо мяч, и соперники успели его быстро поймать. Тогда, чтобы не рисковать, и не быть запятнанным, подающий может никуда не бежать, а остаться за чертой, в деревне, в стороне от команды.
  2. Игра идет своим чередом: все участники должны сделать по одному броску.
  3. Теперь, что касается игроков, находящихся за чертой кона и в деревне. Их может выручить своя команда. Такая возможность появляется, когда участник отбивает мяч на значительное расстояние, т. е. он дает шанс на перебежку себе и своему товарищу.
  4. Иногда бывает и такое положение в игре: вся команда, за исключением одного игрока, собралась за коном или в деревне. Тогда, ему разрешают сделать 3 броска. Если же и этот участник промахнется, то вся команда меняется местами с водящими.
  5. Команда выигрывает в том случае, когда участники выполнили по удару, пересекли кон и благополучно вернулись назад.
Читайте также:  Как найти хорошие темы для видеороликов?

Игра проиграна, если уже все выполнили броски, но ни один не сумел пересечь линию завершению игры, происходит обмен позициями: команда города становится водящими, а игроки, находившиеся в поле, переходят в город.

Классический вариант лапты

И еще – если во время игры участник команды города поломал лапту, биту, то автоматически этой команде присуждается победа.

Лапта для школьников России

В нашей стране создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила не только самой игры, но и соревнований по ней между командами; различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации и проведению состязаний.

Лапта для школьников России

Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для детско-юношеских спортивных школ. Специальные отделения по русской лапте организованы и работают в ДЮСШ Воронежской и Новгородской, Челябинской и Томской, Тульской, Амурской, Свердловской областей, в Башкирии.