Кому нужна «гонка вооружений» в фигурном катании

Из всех зимних видов спорта фигурное катание по популярности в России уступает только хоккею и биатлону. Семейные просмотры выступлений Евгения Плющенко и других российских звезд – это вполне обычное явление. Большинство болельщиков твердо знают как называются основных элементы – тулупы, аксели, дорожки шагов, но в основном из телекомментариев — мало кто все-таки знает, чем же они на самом деле отличаются друг от друга, и как судьи начисляют баллы.

Комментарии

Bledso(7 лет 11 месяцев)19:17-27/Дек/20

Аня — умничка! Просто на каком-то диком кураже откатала.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

guardianru(4 года 7 месяцев)07:14-28/Дек/20

От Ани идет ощущение танца — созвучного музыке. Камиле не в обиду — но она как-то больше роботизировано — прыжок — раскат — прыжок. А тут танец.

Прямо по ощущениям Плющенко повеяло — как он танцевал и шажки на льду свои сумасшедшие делал. 

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

SailorJ(5 лет 9 месяцев)09:13-28/Дек/20

Ничего особенного в прокате Щербаковой нет. 

Мне Трусова и Валиева больше понравились. Да и зрителям похоже тоже. 

Лучший прокат в истории — почему? Если по баллам — так на ЧР их всегда завышают. Их нельзя сравнивать с международными. 

По числу квадов? Тут у всей тройки их по два. У Трусовой 4Lz+3T, что феноменальнее. В истории уже были прокаты с 3мя квадами.

Реально лидера сборной оценками поддерживают чуть больше. У Ани плоские ребра на лутце и флипе, на вращениях твизлы, вторая половина чуть просела — на все это закрыли глаза. Goe завышены на каждом элементе.

По какой-то значимости для фк? Тоже нет. Список Шиндлера на чемпионате Европы Липницкой — шедевр. Девочка на шаре Валиевой — шедевр. Суй/хань на чм2019 — шедевр. Ханю в Барселоне 2015 — шедевр.

А это нудли, которые забываешь через 10 минут. 

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Regul(5 лет 10 месяцев)14:58-28/Дек/20

Здравствуйте!

Вы не правы. Вывалили свои эмоции и ненужный специальный сленг

  ребра на лутце и флипе, на вращениях твизлы, вторая половина чуть просела — на все это закрыли глаза.

Для этого существут судьи, девочки откатали очень и очень достойно, но Аня в этот раз была интереснее.

Зритель оценивает не штампы по , а эстетику и грацию. Аня была грациознее и выразительнее, бесспорно, а что до остального, так судьи это тоже увидили, в отличии от Вас 🙂

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

SailorJ(5 лет 9 месяцев)21:20-30/Дек/20

Ну что Вы спорите? Я фанат фигурного катания с 2012 года (раньше смотрел, но не был фанатом).

Судьи нужны не для того, чтобы выставлять всегда объективные оценки, а для того, чтобы претворять в жизнь планы федерации (на национальных турнирах). 

Начнем с того, что чтобы не сталкивать плющенковских и тутберидзовских — их развели по разным турнирам.

 На кап оф раша (я там был, кстати в этом году. Как и во все предыдущие) не было Щербаковой и Валиевой. Наверное, планировалось что выиграет Трусова, но она провалилась. А здесь не было Косторной.

Но на ЧМ три сильнейшие: Щербакова, Трусова и Косторная должны быть. Поэтому Трусовой пришлось здесь участвовать, чтобы не пролететь с отбором. Но ей не разрешили прыгать более двух четверных, чтобы не дай бог опередить тутберидзовских, которые должны были получить свою порцию счастья, за то что не участвовали в кап оф раша.

Щербакова и Трусова будут на ЧМ, Валиева еще маленькая, Косторная отберется через кубок.

Стратегические планы федерации — побольше поддерживать Щербакову, потому что с ее телосложением больше шансов, что квады сохранятся до ОИ. Поэтому закрывают глаза, что у нее дикий преротейшн на 4ых, плоское ребро на лутцах, тревеллинг на вращениях, потеря флоу на дорожке и одно и то же выражение лица всю программу.

Читайте также:  Какие выбрать горные лыжи — на что обратить внимание

 

Так же поддерживали как-то Медведеву. Но на ОИ решили дать выиграть Загитовой. Видимо она медийно более интересна для ISU. Да и поживее каталась.

 

Вот и весь сказ.

Технический разбор косяков «лучшего проката в истории» — здесь, например,  

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

homyachkova(4 года 5 месяцев)19:22-27/Дек/20

Аня очень артистична,красивые руки.У Камилы все девчонки

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии

vagabond(3 года 9 месяцев)19:27-27/Дек/20

Благодарю.

Реально космос.

Не припомню лучших выступлений.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Lord250(9 месяцев 3 недели)22:37-27/Дек/20

Присоединяюсь. И благодарю девочек. Это было феерично. На их фоне как то поблекли мужчины и пары.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Провинциал.(1 год 9 месяцев)04:53-28/Дек/20

То что российское женское фигурное катание лучшее в мире, здесь без сомнений.  Важно что с каждым годом появляются новые звёзды, нет застоя.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Swinston(4 года 10 месяцев)19:30-27/Дек/20

Когда учился в школе, просмотр по телевизору чемпионатов по фигурному катанию был так же обязательно-естественным, как «Кабачка 13 стульев».

А сейчас даже фамилии очень мало кому известны… 

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

«Фигурное катание» или «прыжки на коньках»?

Эти новости давно напоминают сводки с полей боевых сражений. «13-летняя Камила Валиева сделала каскад из четверного и тройного тулупа»; «12-летний Максим Белявский на тренировке выполнил тулуп в пять оборотов»; «11-летняя Вероника Жилина исполнила четверной сальхов». Фигурное катание постепенно превращается в битву малолетних роботов, запрограммированных на рекордно сложные прыжки, которые не по плечу большинству взрослых спортсменов даже самого высокого уровня.

Сразу оговоримся: ни в коем случае эти заметки не преследуют цель бросить камень в огород наших замечательных тренеров, в первую очередь, Этери Тутберидзе, усилиями которой Россия на Олимпийских играх — 2018 в Пхёнчхане заработала одну из двух золотых медалей, а соперничество Алины Загитовой и Евгении Медведевой стало классикой жанра в фигурном катании.

«Фигурное катание» или «прыжки на коньках»?

Этери Тутберидзе и Алина ЗагитоваСергей Булкин/

И как же здорово, что в нашей стране появилось сразу несколько тренировочных групп, которые стараются конкурировать с «кланом Тутберидзе». Соперничество представителей разных школ и высочайший уровень конкуренции идут на пользу любому виду спорта.

Но речь сейчас идёт о стремительном омоложении фигурного катания. В эту гонку вооружений оказываются вовлечёнными совсем маленькие дети, которые штампуют рекорд за рекордом, накручивая прыжки в немыслимое количество оборотов. Взрослым, сложившимся фигуристам остаётся только хвататься за голову или разводить руками, наблюдая за этим парадом гуттаперчевых вундеркиндов.

«Фигурное катание» или «прыжки на коньках»?

Высочайший уровень конкуренции и огромное количество талантливых юных фигуристов имеют и обратную сторону медали. Выделим основные нюансы, которые в большей степени наносят вред фигурному катанию.

Во-первых, кризис перепроизводства качественных фигуристов приводит к тому, что многие из них начинают перекочёвывать не только от одного тренера к другому внутри страны, но и уезжают за рубеж. В среде болельщиков это вызывает нездоровую реакцию, даже если спортсмен не меняет спортивное гражданство (достаточно вспомнить пример сотрудничества Евгении Медведевой с Брайаном Орсером и сопутствовавший этому фанатский психоз). Резко подскочившие показатели популярности вида спорта — это здорово, но если они сопровождаются маргинальными выпадами в адрес представителей противоположного лагеря вплоть до пожеланий смерти, то это уже клиника.

Евгения МедведеваXinhua/Global Look Press

«Фигурное катание» или «прыжки на коньках»?

Во-вторых, запредельное усложнение программ за счёт рекордных прыжков пагубно сказывается на артистичности. Всё-таки давайте не забывать, что в названии вида спорта есть слово «фигурное», иначе его можно просто переименовать, например, в «прыжки на льду на коньках». Кстати, неплохая идея: пусть апологеты пятерного тулупа и четверного сальхова готовят своих маленьких роботов именно под вывеской этого пока не существующего вида спорта, а наставникам и их подопечным с более творческим подходом и акцентом на ювелирную работу с коньками и артистизм оставим на откуп классическое фигурное катание.

Секреты фигуристов: подавление головокружения

Фигурное катание давно признано самым изящным, красивым и чарующим видом спорта. Удивительное скольжение, прыжки в несколько оборотов, длительные вращения и опять прыжки. Наверняка у каждого зрителя хотя бы раз возникал немой вопрос: «как они это делают?».

Секреты фигуристов: подавление головокружения

Ответ прост: за годы тренировок в мозжечке фигуристов образуются новые нейроны, которые не допускают реакций в виде сильного головокружения, вызывающего падения. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь большая часть времени спортсменов проходит именно на катке за оттачиванием движений, а ко всему в жизни можно привыкнуть.

Читайте также:  Десять мифов о беге на длинные дистанции

Правила в фигурном катании

Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду.

В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы – короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.

Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов).

В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.

А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего – 50 %.

Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины — выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки.

Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Рёберные прыжки

Рёберный — это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

Сальхов

Рёберные прыжки
  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,4;
  4. 10,5.

Сальхов является одним из самых легких прыжков.

Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

Рёберные прыжки

Риттбергер

  1. 0,5;
  2. 1,8;
  3. 5,1;
  4. 12,0.

Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.

Рёберные прыжки

Аксель

  1. 1,1;
  2. 3,3;
  3. 8,5;
  4. 15.

Рёберные

Во время рёберных прыжков спортсмен толкается опорной ногой (то есть той, на которой катится).

Сальхов

Один из самых простых прыжков – сальхов. Он выполняется с левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. По этому маху его легче всего узнать. Приземляется фигурист на маховую ногу и скользит после прыжка назад.

Назван он по имени шведа Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1909 году. Он, в отличие от Лутца, был прославленным фигуристом – олимпийским чемпионом 1908 года, 10-кратным чемпионом мира, 9-кратным чемпионом Европы.

Лайфхак: Ноги перед прыжком не перекрещиваются, прыжок идёт с двух ног сразу. Ну и характерный мах правой ногой вокруг тела.

Базовая оценка (тройной сальхов) – 4,4 балла

Риттбергер

Риттбергер выполняется с правой ноги. Спортсмен движется на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идёт вперёд. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземляется фигурист тоже на правую. Как мы видим, он похож на тулуп – только выполняется не с зубца, а с ребра. Долгое время этот прыжок даже называли по созвучию с тулупом – «прыжок петлёй» – или, по английски, loop.

Читайте также:  Особенности построения программ микроциклов в академической гребле

Впервые его исполнил немецкий фигурист Вернер Риттбергер в 1910 году. Он был не только талантливым фигуристом – многократным победителем национального чемпионата, трижды серебряным призёром чемпионатов мира, но и известным судьёй.

Лайфхак: похож на тулуп, только толчок ребром, а не зубцом.

Базовая оценка (тройной ритбергер) – 5,1 балла

Аксель

Самый сложный прыжок в фигурном катании – аксель. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперёд. Фигурист скользит назад, а затем делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, прыгает. А вот приземляется он спиной. Из-за этого аксель — единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. То есть в двойном акселе – два с половиной оборота.

Этот прыжок – самый старый. Он назван по имени норвежца Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, выполнял он его на беговых коньках. Да и вообще, Паульсен в своё время был больше известен как конькобежец и даже установил несколько мировых рекордов. А вот в фигурном катании до самых вершин он не добрался – даже на соревнованиях, где он впервые исполнил свой новый прыжок, Аксель остался лишь вторым.

Лайфхак: единственный прыжок, на который заходят лицом вперёд.

Базовая оценка (тройной аксель, т.е. аксель в три с половиной оборота) – 8,5 балла

Кстати

Мы ведём телеграм-канал о фигурном катании, где оперативно появляются все результаты, а также интересные материалы о спортсменах и тонкостях спорта. Присоединяйтесь! @kiss_and_cry_fk

На десерт — видео недавнего выступления российской 13-летней фигуристки Александры Трусовой на юниорском чемпионате мира, где спортсменка творит историю спорта: она стала первой фигуристкой, исполнившей в произвольной программе 2 прыжка в четыре оборота – и теперь вы без труда узнаете, что это — четверной сальхов и четверной тулуп. Четверной тулуп ранее на соревнованиях женщинами вообще не исполнялся. Обычно такие прыжки исполняют мужчины.

Принципы оценивания обязательных фигур

Термины фигурного катания и их значение рекомендуется знать всем любителям этого вида спорта. При понимании рисунка танца просмотр приобретет особый интерес, плюс станут понятны оценки, которые жюри выставляет фигуристам.

Каждый элемент в парном катании на коньках, одиночном выступлении, танцах на льду получает высшую оценку только при безошибочном исполнении.

Оценка снижается при ошибках, к которым относятся:

  • падение;
  • прыжок или заезд с неправильного ребра;
  • непредусмотренное техникой касание льда;
  • другие недочеты и досадные промахи.

Оценивается не только техническое совершенство исполнения, но и хореография, выразительность, уровень фигуриста, гармоничность связующих шагов и другие аспекты танца или программы.

Многоплановая оценка представленной спортсменом или парой программы является сложным процессом.

Люди старшего поколения помнят о старой системе, когда каждый член жюри выставлял оценку от 0 до 6 баллов, а средний показатель становился решающим. Первая оценка ставилась за техничность исполнения, вторая — за выразительность и артистизм.

Принципы оценивания обязательных фигур

В 2004 году эта система была признана несовершенной. Была введена новая система, по которой оценивается не только техника спортсмена, но и каждый исполненный им обязательный элемент. Артистизм также оценивается несколькими значениями, которые выставляются за отдельные части программы.

Теперь оценка фигуриста — это сумма всех полученных им баллов.

В состав жюри входят:

  • рефери, ответственное лицо;
  • бригада судей из 9 персон;
  • техническая бригада, состоящая из специалиста, контролера и помощника (на них возлагается отслеживание правильности выполнения элементов).

Все лица, составляющие жюри, обладают должной квалификацией и имеют сертификаты.

Соревнования стандартно включают в себя две части. Первая — это обязательная программа, включающая ряд элементов, список которых утверждается каждый сезон. Последовательность выполнения не регламентируется. Продолжительность обязательной программы не превышает 170 секунд. Вторая часть выступления — произвольная. Эти правила применяются для парного и одиночного катания.