Как правильно тормозить на механике для новичка

«Какое-то время может казаться, что машина без тормозов выигрывает гонку…»
Из Интернета

Тормозная система

Если воздух попал в систему, то на первое нажатие педали машина порой вообще не реагирует. И только после нескольких качков тормоза срабатывают. Воздух обычно попадает через негерметичные манжетные уплотнения цилиндров — рабочих и главного. Либо вследствие недобросовестного ремонта, когда пузырьки воздуха не были удалены после замены элементов. Неисправность лечится прокачиванием системы и, возможно, заменой ее негерметичных узлов.

Материалы по теме Где гремит?! 10 звуков неисправного авто

Педаль проваливается, и машина почти не тормозит? Возможно, закипела тормозная жидкость. Такое на практике случается только с откровенно «левой» или очень старой «тормозухой». Помните: жидкость нужно регулярно обновлять. Производители рекомендуют это делать не реже чем раз в три года.

Некондиционные тормозные шланги разбухают или даже рвутся — остерегайтесь подделок! Если машина старше 10 лет, шланги надо осматривать при каждой возможности. Резина стареет, появляются трещины, и шланг может порваться под большой нагрузкой. Например, при экстренном торможении, когда от тормозов зависит жизнь.

Материалы по теме Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»

Основные виды торможения автомобиля

Профессиональные водители используют разнообразные виды торможения машины. Всё зависит от конкретной ситуации на дороге.

Выделяют следующие виды правильного торможения:

Частичное

Плавное снижение скорости движущегося транспортного средства без полной остановки

Полное

Плавное снижение скорости машины до полной остановки

Стояночное

Полная остановка автомобиля и его фиксация в исходном положении за счёт установки ручного тормоза

Аварийное

Применяется только в исключительных случаях когда существует реальная угроза жизни и безопасности водителю и пассажирам. Для дополнительного замедления автомобиля кроме штатной тормозной системы может использоваться ручник.

Экстренное

Используется в исключительных случаях для того, чтобы избежать столкновения. Задача остановить транспортное средство за минимальное количество времени.

Для чего необходимо умение тормозить на механике

Не секрет, что вести машину безопасно означает суметь, при необходимости, выполнить маневр, позволяющий уйти от дорожно-транспортного происшествия. Это подразумевает:

  1. Возможность менять направление движения с помощью рулевого управления.
  2. Выполнить торможение:
    • рабочей тормозной системой;
    • двигателем (с отпущенной педалью газа).
  3. Ускориться, при необходимости, нажав педаль газа.

Правильно тормозить на механике означает двигаться на передаче до завершения остановки. Движение накатом должно быть полностью исключено из повседневной езды.

Способы

Способы торможения автомобиля различаются в зависимости от того, как в момент остановки и сбрасывания скорости работают системы автомобиля.

Известны следующие способы:

  • торможение двигателем, которое осуществляется с помощью коробки переключения передач;
  • торможение двигателем, подразумевающее значительное усилие для остановки;
  • остановка импульсами;
  • ступенчатое торможение, при котором прикладывается повышенное или пониженное усилие.

Торможение двигателем

Если водитель автомобиля передвигается в спокойном темпе, такой вид остановки и сбрасывания скорости можно назвать самым подходящим и эффективным.

При таком процессе водитель авто на МКПП включает пониженную передачу, чтобы обороты двигателя перешли в сокращённый режим. В автомобилях с АКПП передачу переключает автоматическая система.

Можно считать, что торможение двигателем началось, если водитель отпустил педаль газа. Из-за этого количество поступающего в движок топлива уменьшается и машина начинает терять скорость, ведь уменьшается тяга, которая передаётся колёсам.

Читайте также:  Инфракрасный обогреватель на газу: устройство, виды, производители

При недостаточности такого тормозного усилия водитель начинает постепенно переключать передачи на более низкие. Чем ниже передача, тем большее усилие будет использовано для остановки автомобиля.

Такой вид применим в любых условиях. Как при передвижении по городу, так и при езде по трассе. Но поистине незаменимым его можно считать в ситуации прохождения спусков и подъёмов, а также в том случае, если езда осуществляется в плохих погодных условиях.

Стоит обратить внимание на то, что при затяжном спуске водитель может долго держать нажатой педаль тормоза. Это отрицательно сказывается на эффективности процесса сбрасывания динамики. Ведь колодки могут перегреться. Это значит, что результат тормозных мероприятий вскоре может разочаровать водителя.

При таком спуске важно верно подобрать передачу для движения. Чтобы после того, как человек отпустит педаль тормоза, автомобиль не понёсся стремглав, а лучше — и вовсе не разогнался бы.

Значительное усилие для остановки

Применяется при экстренном торможении. Если автомобиль едет на большой скорости с включённой, скажем, пятой передачей и вдруг возникает аварийная ситуация, при которой необходимо моментально остановиться, водитель может включить сразу первую передачу, при которой торможение будет максимально эффективным.

Однако нужно помнить, что такой способ торможения не может применяться часто. Он подразумевает колоссальную нагрузку на двигатель и коробку передач. Перетрудившись, эти механизмы могут просто выйти из строя.

Однако, когда речь идёт о жизни и здоровье водителя и его пассажиров, о состоянии деталей транспортного средства думать не приходится.

Импульс

Импульсом называется короткий отрезок времени, который начинается, когда водитель нажимает на педаль тормоза, и заканчивается, когда педаль отпущена.

Таким образом, шофёр прерывистыми нажатиями на тормоз сбрасывает скорость автомобиля. При таком способе потери динамики транспортного средства используется только тормозная система, а не двигатель и не коробка передач.

Стоит отметить, что при таком способе педаль выжимается до конца, а затем отпускается. Применять такой вид торможения рекомендуется на тех транспортных средствах, которые не оборудованы системой ABS. В тех машинах, которые такой системой оборудованы, импульсное торможение происходит в автоматическом режиме. В этом случае всё, что требуется от водителя — нажать тормоз до упора и ждать, когда автомобиль остановится. Работу ABS в такой ситуации можно почувствовать как лёгкую вибрацию педали.

Некоторые автолюбители считают, что такой вид торможения является самым эффективным. Однако сколько людей, столько и мнений.

Иногда такой способ также используется в одной связке с торможением двигателем, который, напомним, основан на включении пониженной передачи.

Ступенчатое торможение

Самый распространённый способ, которым, не задумываясь о том, пользуется каждый водитель автомобиля. Оно может осуществляться с понижением либо повышением усилия.

  • Остановка с понижением усилия используется при хороших погодных условиях, когда водитель едет на большой скорости и уверен в том, что сцепление шин с дорогой отличное. Сначала он выжимает педаль тормоза до упора. Автомобиль быстро сбрасывает скорость. Когда он начинает ехать медленней, водитель отпускает педаль и начинает нажимать её потихоньку, чтобы контролировать процесс остановки.
  • Остановка с повышенным усилием используется при плохих погодных условиях во время гололёда или дождя. В этом случае водитель, нажав педаль тормоза, уже не отпускает её. Таким образом он может проверить, какое расстояние ему потребуется для полной остановки транспортного средства.

Знания о том, какие бывают виды и способы торможения, покажутся бесполезными, если не поговорить о том, как правильно затормозить при возникновении экстренной ситуации. Итак, ниже мы опишем алгоритм действий водителя при остановке машины в условиях дорожного форс-мажора.

Правильно используй ножной тормоз!

Неправильные действия с ножным тормозом также могут быть крайне опасными. Если вы резко нажмете на педаль, вес авто уйдет на переднюю ось, то есть задние колеса разгрузятся, и их сцепление с дорожным полотном ухудшится. Передние колеса легко уйдут в «юз».

Читайте также:  Настройка креплений горных лыж под ботинки

Более того, машина может просто выйти из-под контроля, и станет двигаться в произвольном направлении.

Чтобы предотвратить подобные ситуации, воздействуйте на педаль тормоза не длительным и резким нажатием, а кратковременным нажатием и отпусканием педали. При этом следует контролировать направление движения машины и не допускать блокировку колес. Благодаря прерывистому торможению вес распределится на все колеса авто, а ведущие колеса останутся управляемыми.

Торможение газом (за счет заднего хода)

Рассмотрим еще один альтернативный способ торможения. Суть его состоит в том, что автомобиль тормозит за счет вращения ведущих колес в обратном направлении.

Порядок торможения газом следующий:

  1. включите передачу заднего хода;
  2. нажмите на газ.

В данном случае эффективность торможения зависит от мощности двигателя автомобиля.

Внимание! Данный способ может привести к серьезным повреждениям автомобиля, однако в некоторых случаях это может быть оправданно.

В заключение хочу еще раз сказать о том, что обучиться торможению передачами (двигателем) довольно легко. В том числе и самостоятельно. Рекомендую Вам выбрать подходящий участок дороги и потренироваться. Навык альтернативного торможения позволит избежать неприятных последствий в случае отказа тормозов.

Удачи на дорогах!

Как тормозить двигателем на механике правильно

Режим замедления движком и коробкой зависит от ситуации, в которой находится автомобиль. Точнее от условий дорожного покрытия. Например, при движении по ровной дороге торможение двигателем будет отличаться от спуска с горы или на льду. Рассмотрим каждый режим подробно.

Прямолинейное движение по ровной поверхности

Это самые идеальные условия. Едите по трассе на пятой передаче. Впереди поворот или препятствие. Чтобы затормозить двигателем, достаточно отпустить педаль газа, не выжимая сцепления и не выключая передачу.

Как тормозить двигателем на механике правильно

Силовой агрегат остается в жесткой сцепке с ведущими колесами автомобиля. Так как подача топлива, когда отпустили педаль газа, прекратилась, мотор начинает «потреблять» энергию. Крутящий момент передается через КПП от колес к коленвалу. За счет трения в ДВС и компрессии в цилиндрах, этот момент постепенно угасает, автомобиль начинает плавно замедляться. Все это происходит без участия тормозных механизмов.

Важно! Стоит помнить, когда начинаете тормозить двигателем, фонари стоп-сигналов не загораются, поэтому водитель сзади едущего автомобиля не поймет, что вы начали снижать скорость. Это может привести к ДТП. Рекомендуется в комплексе использовать замедление коробкой и мотором с педалью тормоза. Достаточно слегка нажать на педаль, чтобы сигнализировать другим участникам движения о намерении замедлиться.

Если в этот момент вы «выжмите» сцепление, связь между КПП и мотором разорвется, ДВС перейдет в режим холостого хода и процесс торможения прервется. Чтобы вновь его продолжить, нужно плавно подвести педаль сцепления до момента «схватывания» и отпустить ее. Не забываем про скорость машины. Если она будет менее 20км/ч, мотор может «заглохнуть». Поэтому рекомендуется применять этот маневр на больших скоростях.

Спускаемся с горы

При спуске с горы тормозить двигателем на механике советуют на более низких передачах. Как говорилось выше, если делать это на повышенной передаче, то эффективность будет низкой, авто будет замедляться плавно и есть шанс не вписаться в поворот. Это особенно актуально на горных серпантинах.

Чем круче спуск, тем передача должна быть ниже. Это позволяет быстрее снижать скорость, не задействовав тормозные механизмы. Когда ваш путь проходит через горный массив или где часто подъемы и спуски дороги, при постоянном использовании тормозов, они перегреются и выйдут из строя.

Как тормозить двигателем на механике правильно

Чтобы переключится на пониженную передачу:

  1. Выжать сцепление
  2. Включить пониженную передачу
  3. Педалью газа поднять обороты двигателя до 2500-3000 об/мин. Плавно отпустить педаль сцепления. Таким образом, вы «подведете» обороты ДВС до оборотов первичного вала механической коробки передач и не произойдет удара по диску сцепления. Вы убережете механизм от поломки
  4. Отпускаете педаль газа. Вы начали тормозить двигателем.
Читайте также:  Базовый цикл пауэрлифтинга для мышц и мускулов

Помните, чем круче спуск, тем ниже должна быть включенная передача.

Случай из жизни. Довелось мне ехать в Новый Свет по крымским серпантинам, где спуск сменялся через крутой поворот резким подъемом в гору. Я ехал на третье передаче, этого мне хватало, чтобы минимально задействовать тормозные колодки и вовремя сбрасывать скорость перед поворотом. К сожалению, на таких поворотах часто мне попадались машины в кювете – это те, кто пренебрегал рекомендациями для эффективного торможения коробкой и двигателем в горной местности и частым использованием тормозных механизмов.

Тормозим ДВС на льду или укатанном снеге

Торможение двигателем зимой на скользкой дороге – это важный навык, который убережет вас от заноса или сноса. Оно отличается от двух, выше описанных режимов. Стоит помнить, под колесами лед, поэтому поведение авто будет другое.

Как тормозить двигателем на механике правильно

Правила, как правильно замедлять при помощи мотора на льду:

  1. Нельзя резко бросать педаль газа. Это приведет к пробуксовке колес и потери сцепления с дорогой
  2. Не отпускаем резко педаль сцепления при переключениях на пониженные передачи во время торможения двигателем. Может автомобиль уйти в занос. Потому что, колеса резко передадут крутящий момент мотору, а так как под ними лед, то их скорость вращения быстро упадет. Это равносильно резкому нажатию на тормоз.

Важно! На гололеде выбираем оптимальную скорость движения, чтобы успеть затормозить и ездим на пониженных передачах. Это даст возможность максимально эффективно использовать замедление ДВС и не потерять время на переключения передач с высоких на пониженные.

Плюсы и минусы торможения мотором

В плюсы можно записать следующие моменты:

  • Торможение двигателем является не только дополнительным альтернативным, но и достаточно эффективным контраварийным способом торможения.
  • Данный вариант торможения может стать последним и единственным способом остановить автомобиль при отказе тормозов.
  • Плавное и равномерное торможение двигателем повышает курсовую устойчивость и управляемость автомобиля при торможении на скользкой дороге при высокой скорости.
  • При торможении мотором снимается нагрузка с тормозной системы, дисков и тормозных колодок, что увеличивает срок их службы и предохраняет их от заклинивания при сильном нагревании.
  • Экономия топлива.

Недостатки:

  • При торможении только двигателем не горят задние стоп-сигналы, предупреждающие задних водителей о торможении.
  • Происходит увеличение механической нагрузки на двигатель и трансмиссию.
  • Увеличивается расход моторного масла.
  • Необходимость более аккуратного и грамотного применения с дизельными моторами.

Заключение

Видео о торможении двигателем:

Как правильно тормозить на механике перед светофором

На твердой поверхности в сухую погоду перед светофором выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления

Правила торможения на механике, которым обучают автошколы, гласят:

Как правильно тормозить на механике перед светофором
  1. Движение автомобиля должно происходить при включенной передаче.
  2. Водитель постоянно меняет передачу соответственно скорости авто, чтобы быть готовым быстро выполнить необходимый маневр.
  3. Только для остановки при движении машины со скоростью 5-10 км в час, выжимается сцепление с тормозом для остановки авто.

Практика показывает, что правильным методом торможения двигателем пользуются немногие водители, поскольку они устают от частого переключения на пониженные передачи, увеличивается расход топлива, коробка передач быстрее изнашивается. Безусловно, на твердой поверхности в сухую погоду выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления.