Гидравлические тормоза на велосипеде зимой

С наступлением зимы перед велосипедистами встает проблема: нужно как-то пережить зиму и не растерять форму. Одеваться потеплее и катать по снегу? Идти в фитнес-центр и крутить велотренажер? А может купить велостанок?

Главные отличия от лета

  • Совершенно необходима (!) продуманная одежда.
  • Ехать намного тяжелее.
  • Намного меньше комфорта.
  • Скользко.
  • Хуже работает трансмиссия.
  • Возможны проблемы с не дисковыми тормозами.
  • Рано темнеет.
  • Сильно изнашивается ходовая часть велосипеда — цепь, кассета, система.

Большинство этих проблем можно успешно игнорировать, остальные — довольно легко решить. Чтобы благополучно ездить на велосипеде в крепкий мороз, нужно правильно одеться и правильно ездить. Я буду говорить о температурах от −10 до −20 градусов и одежде, в которой я обычно езжу.

Типы велостанков

Велостанки делятся на 2 типа: трейнеры и роллеры.

Роллерный велостанок – подставка под велосипед, состоящая из 3 роликов. Требует навыка, поэтому подойдет опытным велосипедистам. Особенность такого станка в том, что велосипед не зафиксирован, и позволяет не терять чувство баланса. Роллер создан больше для работы над техникой педалирования, чем над физической формой.

Трейнер – подставка под заднее колесо велосипеда. Велосипед фиксируется, к заднему колесу прижимается валик с регулировкой сопротивления. Самый распространенный вид велостанков, не требует начальных навыков и дает больше нагрузки, чем роллер.

Экипировка

Зима – холодное время года, поэтому одежда должна быть соответствующая. Выбор одежды для катания непрост – она должна быть теплой, дышащей, не стесняющей движения.

Здесь подойдет способ одевания, который используют любители классического зимнего спорта (лыжи, сноуборд) – одежда в три слоя. Нательный слой из синтетической ткани, второй слой утепляющий – флисовый свитер или толстовка, и наконец, верхняя одежда из непродуваемого влагоотталкивающего материала.

Под зимней спортивной обувью обязательно должны быть шерстяные носки. Причем целесообразно иметь с собой запасную пару носков. Разумеется – перчатки для активного зимнего отдыха. Лицо следует защищать маской, а открытые участки смазывать кремом, препятствующим обморожению.

Обязательно надевайте на голову защитный шлем, падение на снег не так опасно, но помимо снега зимой еще встречается лед – удар головой о который может испортить вам всю радость от катания.

Катание зимой на велосипеде

Во-первых, готовьтесь к тому, что местность, к которой вы привыкли измениться до неузнаваемости. Вполне возможно там, где весной были непроходимые лужи, может появиться отличная ровная тропа, а асфальтированную дорогу, которую вы любили за отсутствие искусственных и естественных неровностей, изрежут глубокие покрытые льдом и снежными заносами колеи. Для велосипедиста зимой идеальным дорожным покрытием служит сухой асфальт или, как альтернатива, хорошо утрамбованный сухой снег.

Читайте также:  Почему футбол — самый популярный вид спорта в мире

Во-вторых, смазка на морозе густеет, забивая подшипники от чего ход велосипеда становиться более тяжелым. С этой проблемой хорошо справятся специальные зимние смазки, предназначенные для минусовых температур.

В-третьих, необходимо учитывать продолжительность светлого времени суток зимой. Как известно оно значительно меньше летнего, соответственно просто необходимо оборудовать велосипед фарами, фонарем и светоотражателями. Кроме того стоит помнить о том, что в минусовые температуры емкость аккумуляторов резко снижается, пластмасса становиться более хрупкой, а жидкокристаллические экраны медленнее отображают информацию.

И последнее, но не по значимости: к тормозам зимой особое отношение. Торможения должны быть более плавными, без блокировки колес, иначе падений не избежать. Вхождение в повороты на большой скорости предполагает наличие большего мастерства, поэтому имеет смысл сначала это мастерство наработать, а спуск на горном велосипеде зимой вообще делать не рекомендуется, если конечно, не самая крайняя ситуация. Еще одно предостережение: не стоит мыть велосипед перед катанием, иначе получите обледеневшие колодки и полное отсутствие тормозов.

Факторы, влияющие на правильную посадку

Правильная посадка на горном велосипеде (а также на городском, шоссейном или детском), зависит от следующих параметров:

  • Высота сиденья;
  • Положение седла;
  • Расположение руля;

Давайте детально изучим особенности настройки каждого фактора.

Как вычислить правильную высоту сиденья

Существует сразу несколько способов выявить корректную высоту седла, от которой зависит правильное положение на велосипеде для ребенка и взрослого.

«Пяточный метод»

  • Установите педаль плоской и широкой частью параллельно полу, поставьте на нее пятку;
  • Седло поднимите настолько, чтобы нога была полностью прямая;
  • При этом таз расположен ровно, не перевешиваясь в сторону рассматриваемой ноги;

Это самый простой ответ на вопрос «какая правильная посадка ребенка на велосипеде». К сожалению, метод не идеальный, так как не учитывает индивидуальных аспектов организма и физиологических особенностей строения тела. Однако, для большинства начинающих ездоков вполне сносный.

«109%»

  • Встаньте лицом к стене, ноги и позвоночник держите максимально ровно;
  • Зажмите между ног книгу, корешком кверху, при этом книга должна сильно упираться вам в пах (по аналогии с седлом, на которое ездок давит всем своим весом);
  • Коснитесь корешком книги стены и отметьте эту точку;
  • Измерьте расстояние от точки до пола;
  • Это и есть оптимальная высота седла для рассматриваемого человека. Ее отмеряют от нижней точки оси педали до сиденья, и она равна примерно 109% расстояния от паха до пола. Проверьте!

Существует множество техник расчета правильной посадки на шоссейном велосипеде, схем, формул и таблиц. Есть даже специальный прибор – гониометр, измеряющий угол колена в нижней части оборота педали (оптимальный угол 25-35%). Однако, на практике многие тренера сегодня пользуются «книжным» методом вычисления, описанным выше.

«Универсальный»

Это самый простой, «дворовый» способ вычисления правильной высоты седла велосипеда.

  • Сядьте на велик и прислонитесь к стенке или любому столбу;
  • Поставьте пятку на педаль и установите последнюю в самую нижнюю точку хода;
  • Нога должна быть слегка согнута в коленном суставе;
  • Чаще всего такой высоты вполне достаточно для размеренного катания в городе. Если планируете поездку на дальнее расстояние, целесообразнее будет седло слегка опустить.

Посадка в зависимости от положения седла

Итак, как вычислить правильную высоту сиденья мы знаем, теперь поговорим про его положение.

Читайте также:  Как выбрать горные лыжи и подобрать их правильно по росту?

Чаще всего этот параметр рассматривается индивидуально. Самое главное, еще на стадии покупки, убедитесь в том, что седло подходит вашей, извините, «попе». Существуют и узкие сиденья, и широкие, и жесткие, и мягкие. Ассортимент и разнообразие сегодня порадуют любого покупателя. Прямо в магазине попробуйте посидеть на всех видах седел, так вы выявите наиболее комфортное.

Теперь, собственно, про положение. Изначально сиденье всегда устанавливают строго горизонтально земле. В процессе езды можно подстраивать его, под свои максимально комфортные ощущения.

Имейте ввиду, если вас интересует, как правильно сидеть именно на горном велосипеде (местность с большим числом подъемов), нос сиденья слегка опускают. Если вы чаще катаетесь на территории с большим числом спусков, седло чуть-чуть приподнимают. Для езды в городских условиях, где превалирует ровная поверхность, седло можно ставить горизонтально.

Правильная посадка в зависимости от положения руля

Геометрия руля оказывает большое воздействие на распределение веса при катании. Для правильной посадки на городском велосипеде высота руля играет немалое значение, и устанавливается она, как и в случае с положением седла, индивидуально.

  • Если поднять руль высоко, вы будете меньше нагружать руки, но при этом потеряете в ловкости при управлении. Такой вариант не подходит для горного велосипеда, зато идеален для езды в городе или на шоссе;
  • Если опустить руль низко, руки устанут сильнее, зато управление будет максимально острым. Этот вариант предпочтителен для горных или трюковых велосипедов.
  • Обратите внимание на правильную посадку рук на руле: локти слегка согнуты (до 140°) и разведены в стороны. Запястья не выкручены, не смотрят ни назад, ни вниз, ни вперед.

Обучение без педалей

Балансирование на велосипеде

Начните с того, чтобы ребенок сидел на велосипеде без педалей и перебирал ногами (как бы бежал ими) — это позволит ему почувствовать равновесие.

Когда бег сидя на велосипеде будет освоен, можно усложнить упражнение, попросив ребенка поднять ноги от земли и «планировать». Вы можете сначала показать ребенку, как это делается, на своем велосипеде: выпрямив ноги и балансируя ими (будьте хорошим примером и обязательно наденьте шлем).

Потом попробуйте поиграть:

Сосчитайте до 10ти, пусть ребенок попробует проехать с поднятыми ногами 10 секунд. Постепенно увеличивайте время по мере того, как уверенности в балансировании становится больше (можно петь веселую песенку, пока ребенок едет, подняв ноги).

Повороты

Когда ребенок научился отталкиваться ногами и затем «планировать» на велосипеде и получать удовольствие от такого катания, переходите к рулежке и поворотам. Начинайте с больших плавных поворотов. Продолжайте обучение весело, в форме игры:

  • сделайте фигуру из оранжевых конусов и попросите ребенка объезжать их
  • положите печенье на дорогу в 3х метрах впереди и попросите ребенка наехать и раздавить его. Эта игра учит детей смотреть вперед и направлять велосипед. Потом положите печенье в 5ти метрах, потом в 10ти.

Правило №Управлять на снегу и льду надо плавно.

Речь идет и о руле, и о педалях. Инструктора советуют представлять себе, что вы не спеша плывете в бассейне, где вода смягчает и замедляет все движения.

Читайте также:  Как подготовиться к своим первым соревнованиям по беговым лыжам

Но это общая рекомендация, а когда утром вы садитесь в машину и обнаруживаете, что не только плавно ехать, но даже тронуться с места не получается, все советы как-то сразу забываются. Водитель газует, а машина, вместо того чтобы выезжать куда положено, соскальзывает вбок, где стоит еще одна машина. Тут желательно вспомнить еще одно правило…

Одежда для катания

Многослойность — вот секрет комфортной одежды для катания зимой. Сразу откиньте мысли об огромных пуховиках, дубленках и валенках. Вся экипировка должна быть максимально легкой и тонкой. Идеальным вариантом будет термобелье, флисовая поддева и мембранный лыжный костюм. Не лишними будут специальные перчатки, шапка поверх балаклавы и удобная обувь. Такой наряд отлично отведет лишнюю влагу от интенсивной нагрузки и не даст телу замерзнуть.

Выбирая езду на велосипеде зимой, вы не пожалеете о содеянном. Ведь физические нагрузки никогда не бывают лишними, а любимый байк станет еще роднее и ближе.

Правила вождения и ухода

Естественно, зимнее вождение отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил. 1. Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить. 2. Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный — по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным дорожкам/тротуарам. 3. Где бы в квартире не стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь. 4. Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.

Вместо заключения – питье воды, защита и советы.

Мы упустили несколько важных пунктов. Это защита глаз, лица и питье воды.

Начнем, пожалуй, с воды. Не нужно думать, что зимой не требуется регулярно пить при катании. Это также обязательное условие. Тело также теряет жидкость, но острая жажда не ощущается. Поэтому, нужно пить воду. В качестве емкости хорошо подойдет металлический термос без колбы. Фляга менее приятна. Ведь холодный воздух остудит жидкость и можно простудиться. Разгоряченное горло попадает под удар ледяной воды. Лучше выпить теплой воды.

Глаза и лицо может потребоваться защитить. Случаев тоже несколько. Если на улице поднимется метель или будет хлестать холодный день, хорошо иметь с собой балаклаву и защитные очки. В качестве таких очков хорошо подойдут строительные очки из поликарбоната. Постоянно кататься в очках и балаклаве не рекомендуется. Опять начнется активное потение. Надеть их можно в случае сильного дождя или снега для защиты лица и глаз.

Если же на улице выглянуло солнце, а перед вами скользкая зеркальная дорога, то потребуются уже темные очки. Яркое солнце отражается от поверхности и ослепляет водителей и вас.