Больше 300 км/ч: репортаж с кольцевых мотогонок серии Moto Grand Prix

Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

Возникновение мотоспорта

Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла. В 1885 году Готтлиб Даймлер изобрел первую машину для верховой езды, а в 1887 году французская фирма «Де Дион-Бутон» наладила серийное производство трициклов. Однако, первые мотоциклы были встречены обществом с большим недоверием. Лучшим доказательством преимуществ нового вида транспорта производители посчитали соревнования «механических экипажей» в трудных условиях. Доказательство практической применимости мотоцикла как транспортного средства было основным организационным принципом гонок на мотоциклах периода 1894-1903 гг.

Организатором первых мотоциклетных гонок считается Автомобильный клуб Франции (англ.)русск., учрежденный в 1895 г. Благодаря АКФ, Франция в течение многих лет оставалась центром мотоциклетного спорта, а отправной точкой соревнований долгое время являлся Париж.

На рубеже XIX-XX века проводились главным образом автомотопробеги на длинные дистанции по обычным дорогам. Первый скоростной совместный пробег автомобилей и двух мотоциклов проходил по маршруту Париж — Бордо — Париж в 1895 году, дистанция составила около 1200 км.

В 1898 г. АКФ определяла как «мотоцикл» все самодвижущиеся экипажи весом до 200 кг. Такое толкование открывало доступ в класс мотоциклов четырёхколесным машинам и трициклам. Во время гонки участники могли беспрепятственно ремонтировать мотоциклы и буксировать их в случае повреждения на неограниченное расстояние. Однако, въезд на финиш или в этап должен был осуществляться за счёт работы собственного двигателя.

Между этапами в ночное время применялся «режим закрытого парка» (regime du pare ferme), то есть водители и механики не имели права заниматься починкой или другими работами с мотоциклом в промежуток между двумя этапами. Время прохождения гонщиками на мотоциклах через населённые пункты из расчёта гонки исключалось в целях безопасности (принцип «нейтрализации»).

Несмотря на то, что первые официальные мотоциклетные гонки состоялись в Вене в 1899 году, окончательное разделение соревнований на автомобильные и мотоциклетные произошло только в начале 20 века.

8 июля 1904 года была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Создание подобной организации было продиктовано тем, что к этому времени уже определилась специфика авто- и мотоспорта и возникла необходимость в установлении единой терминологии. Под эгидой ФИКМ стали проводиться международные мотосоревнования.

Новости

+Добавить новость

  • 2 декабря, 2020
  • 2072

На Хибины будет ходить электричка «Лыжная стрела»

  • 30 ноября, 2020
  • 1412

Сколько стоит отдых на горнолыжных курортах Краснодарского края и Северного Кавказа

  • 29 ноября, 2020
  • 882
Читайте также:  Как правильно выбирать одежду? Советы профессиональных байеров

На Эльбрусе открылся учебный склон Saby Park

  • 29 ноября, 2020
  • 1205

На новогодние праздники через Карелию пустят двухэтажный поезд до горнолыжного курорта Хибины

  • 28 ноября, 2020
  • 368

Европейские страны обсуждают закрытие горнолыжных курортов на новогодние праздники

  • 24 ноября, 2020
  • 1125

Роза Хутор победил в номинации World Ski Awards 2020

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

С 1860-х гг. во Франции проходят первые локальные спартакиады среди любителей-велосипедистов.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

История велоспорта

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Баха Ульяновск

Баха Ульяновск

Зелёные зоны и живописные места Ульяновской области, красочно разбавлялись ямами и водоёмами, в которых активно вязли и падали, участники 4 этапа

Чемпионата и Кубка России по кросс – кантри ралли. Предпоследний этап соревнований давал возможность гонщикам набрать недостающие баллы, ведь впереди ещё многих ожидал финальный аккорд и умопомрачительная Волгоградская трасса. В Ульяновске впервые была использована новая система GPS tracking. Это своебразный отечественный аналог прибора Iritrack, с помощью которого можно отслеживать участников ралли “on-line”. Поэтому информация о гонщиках моментально поступает в случае непредвиденной ситуации и даёт возможность получать данные о состоянии спортсмена простым “click-ом”.

Василию Глухову в Ульяновске не повезло. На ондом из участков второго дня ралли, спортсмен заметил, что во время движения мотоцикл начинает уходить из под него и решил исправить ситуацию с помощью скорости. Прибавив газа, гонщик не справился с управлением и в итоге мотоциклвылетел вперёд.

Василий Глухов: — “Лечу и вижу, как активно кувыркается мой мотоцикл…. Было очень жалко… Из-за пыли, Рустем — мотогон, которого я обогнал, за несколько секунд до падения, не увидел что я упал…

Еле успел остановиться, перепрыгнув через моего коня… Я встал, вроде целый… Поднял мотоцикл, завел и тронулся дальше.”После падения Василия вновь ожидал сюрприз. Начала отказывать ножка переключения передач, согнутый руль и сломанная gps — антенна, достаточно серьёзно затрудняли путь. У ближайшего автомобиля на трассе, который обеспечивал безопасность соревнования, Василий смог найти нужные инструменты и попытался исправить сложившиеся технические проблемы. Но на этом приключения не закончились… Василий Глухов: — “Впереди меня ждал брод. Подъехав к нему увидел картину Репина “Приплыли”. Застывшие в воде стояли Иван Ли, Андрей Горожанкин и если не ошибаюсь Никита Гавриленко. Все пытались выбраться из брода. Я посмотрел, подумал, если здесь встал KTM, то я точно не выберусь. Но отправился в воду, а потом заглох как и все. Интуитивно нажав кнопку стартера, мой Stells завёлся! Это было чудо! Всё работало!”Третий день ралли. После всех неурядиц на трассе, Василий дал уверенный старт. На 50 километре, гонщик не заметил промоину коварного СУ3 и повторил блистательный полёт снова. С травмой ноги, спортсмен сошёл с дистанции. Для него этот город до сих пор остаётся “не взятым”.

Баха Ульяновск

Мотоцикл как он есть

Мотоцикл класса MotoGP с первого взгляда кажется обычным спортивным байком, который не так сложно встретить на дорогах. Но на деле это настоящий монстр, разработанный специально для гонок и не подходящий для езды вне трассы. 4-тактный двигатель ограничен объемом в 1000 «кубиков» и максимальным диаметром цилиндра — 81 мм. Минимальная масса спортбайка — 150 кг для двигателей до 800 см3 и 160 кг — от 800 до 1000 см3. Как и в автогонках, инженеры стараются облегчить конструкцию мотоцикла, создав запас между его реальной массой и минимальным ограничением. Оставшийся до минимума вес распределяют в виде грузов по раме, чтобы добиться идеальной развесовки. Интересно, что в MotoGP регламентируется минимальная масса «пустого» байка, а в младших классах — минимальная масса байка с пилотом (например, в Moto2 — не более 215 кг).

Мотоцикл как он есть

Мотоцикл как он есть

В разное время в MotoGP существовали различные правила — не так давно еще были разрешены как четырехтактные, так и двухтактные двигатели, причем исчезновение последних связано с казусом. Четырехтактные двигатели появлялись в правилах и раньше; очередное их возвращение датируется 2002 годом. В тот год было разрешено использовать четырехтактные двигатели объемом не более 990 см3 и двухтактные объемом не более 500 см3. По гоночным показателям первые явно выигрывали, и уже в 2003 году на стартовой решетке не осталось ни одного мотоцикла с двухтактным двигателем! «Двухтактники» по старой памяти оставались разрешенными до 2011 года, когда их, наконец, отменили за ненадобностью. Интересно, что в младших классах двухтактные двигатели продержались дольше, и когда регламент был переписан, практически полностью сменился «пул» производителей и команд-участников — Gilera, Aprilia и Honda за один сезон уступили место Suter, Moriwaki и Kalex. Младшие классы отличаются от старшего в первую очередь объемом двигателя — 600 см3 у Moto2 и 250 см3 у Moto3, а также возрастными рамками для пилотов (не младше 16 лет; в Moto3 есть и верхняя граница — 28 лет). Минимальный возрастной ценз MotoGP — 18 лет.

Мотоцикл как он есть

Топливо, которое используется в MotoGP, на 99% состоит из тех же компонентов, что и обычный бензин для дорожного спортбайка. Другое дело, что компоненты соединяются компаниями-производителями в других пропорциях (соотношение — ноу-хау поставщиков), а 1% — это дополнительные присадки, позволяющие топливу работать в экстремальных условиях. Объем бака мотоцикла высшего класса — 20 л, этого как раз хватает на 45-минутную гонку. Интересно, что до 2002 года объем бака не регулировался, и конструкторы имели больший простор для фантазии. Затем объем ограничили 26 л и постепенно, год от года, снижали до нынешнего показателя.

Мотоцикл как он есть

Мотоцикл как он есть

Великая степь-Шелковый путь

Около 1200 километров трассы, 4 дня гонки по маршруту Элиста — Астрахань, 60 экипажей и привычный для многих участников степной зной.

Великую степь — Шёлковый путь, как и подобает настоящему ралли, прошли не все.

С техническими проблемами на спецучастках и форс — мажорными ситуациями в этом соревновании, гонщики столкнулись лоб в лоб в буквальном смысле слова. Экипажу Сергея Вязовича (MAZ-SPORTauto), пожалуй, досталось чуть больше остальных. Из-за «обрезанной» ступицы, большегрузу пришлось добираться до финища на трёх колёсах.

Следующий день принёс спортсменам отказ работы энергоснабжения, фактически все приборы, кроме gps отключились. Выбитое птицами лобовое стекло, лишь добавило в «котёл помех» мазовцев немного остроты.

25 мотоциклистов — участников, среди которых только двое астраханских спортменов, продемонстрировали на «Великой степи», выдержку и самообладание. Хотя мотопробеги по местным территориям для них сравнимы с «лёгкой прогулкой», создатели маршрута подготовили весьма запутанную трассу.

Василий Глухов, стратегически верно прошёл пролог, но во второй день, спецучасток увёл гонщика практически на 10 километров от основной трассы, из — за чего Василий и получил около 20 минут штрафного времени. Ошибки в навигации, препятствия, и пенализация сказывались на результатах. В итоге от третьего места до первого, гонщика отделяло только время.

Василий Глухов: — «Третий день гонки проходил в Астрахани. Я был на втором месте в Кубке. От первого меня отделяли 20 минут.. Очень большой отрыв .. Нагнать такое время думал невозможно, так как соперник стабильно ехал. В итоге вышел на старт с мыслью «жарить на все деньги». И все получилось по времени привез 23 минуты 3 минуты в плюс. Первое место