Анатомия фигурного катания: тройной аксель

В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют прыжками в 4 оборота. Кроме того, появились каскады прыжков, когда несколько прыжков выполняется подряд, например, два тройных или четверной-тройной-двойной. Высота прыжка зависит от силы толчка опорной ноги и от маха свободной.[1] Кроме того, необходимо закончить прыжок или каскад красивым выездом.[4]

История возникновения и развития фигурного катания

Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца.

Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков.

К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию.

В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию.

История возникновения

История зарождения этого грациозного вида спорта представлена в реферате по физкультуре. Фигурное катание подразумевает перемещение спортсменов на коньках по льду и выполнение различных элементов под музыкальное сопровождение. Самыми древними среди найденных коньков стали изделия из фаланги передней ноги лошади. Найдены они были неподалеку от Одессы в период бронзового века.

Принято считать, что фигурное катание как вид спорта зародилось в Голландии примерно в XIII—XIV вв. Спортсмены тогда выступали уже в железных коньках, благодаря чему стало возможно дальнейшее развитие и усовершенствование фигурного катания.

Обязательные фигуры для исполнения были изобретены в Великобритании, поскольку именно в этой стране появился первый клуб конькобежцев. Здесь же были разработаны правила проведения официальных соревнований.

В реферате по физкультуре на тему «Фигурное катание» важно отметить и историю развития этого вида спорта в России. О катании на коньках было известно еще во времена правления Петра l. Именно он впервые привез в Россию образцы коньков из Европы. Правителю принадлежит идея нового способа их крепления к сапогам.

Свое название коньки получили, поскольку в древние времена переднюю часть деревянного снаряжения украшали конской головой. В 1838 году был опубликован первый учебник для конькобежцев. Всплеск популярности коньков произошел в России после визита американского спортсмена Гейса, который во время своих выступлений продемонстрировал невероятные и неожиданные возможности выполнения разнообразных фигур на льду.

Отдельным видом спорта фигурное катание стало в 1865 г. В этот период произошло торжественное открытие общественного катка в Юсуповском саду, который сразу же стал центром подготовки спортсменов. Здесь же состоялось первое соревнование между русскими фигуристами.

Читайте также:  История развития и возникновения мини-футбола

Развитие фигурного катания среди женщин началось только в 1906 году. Элементы для выступлений у мужчин и женщин были аналогичными, но произвольное женское катание обратило на себя внимание благодаря высокой пластичности, художественности и музыкальности движений. Официальные чемпионаты для женщин стали проводиться с 1924 г., а с 1930-х годов соревнования объединили и стали проводить в тот же период, что и мужские. Вскоре появилось парное катание.

В 1924 году также состоялось официальное включение выступлений в программу Олимпийских игр. Спортивные танцы на льду появились в Великобритании, а в 1952 г. во Франции был организован первый чемпионат по этому виду спорта.

Запрещенные элементы

Разобравшись, какие бывают базовые элементы фигурного катания, стоит вспомнит и о тех, которые было решено отнести к запрещенным по тем или иным причинам. Большая часть из находящихся под запретом элементов касаются парного катания — вот основные из них:

  • вращения партнерши в воздухе с удержанием за руку или за ногу;
  • прыжки навстречу партнеру;
  • поддержки с числом оборотов более 3,5;
  • вращения партнерши с переворотом и отрывом его ноги от поверхности льда;
  • перевороты партнерши в вертикальной плоскости и ряд других.

Также недопустимо чрезмерное использование поддержек, когда партнерша большую часть времени проводит в воздухе.

Еще в число запрещенных входят:

  • сальто;
  • лежание на льду;
  • продолжительное либо стационарное касание льда обоими коленями;
  • каскады, включающие больше 3 прыжков.

Подобные ограничения вызваны повышенным риском возникновения травм при выполнении приведенных элементов.

Однако случаются преднамеренные нарушения: так, в 1998 году в Нагано француженка Сурия Бонали выполнила сальто назад — в начале программы девушка упала и, не имея шансов на медаль, решила таким способом сделать выступление запоминающимся.

А в 1957 году Станислав Жук и его супруга Нина выполнили на чемпионате Европы запрещенную тогда поддержку одной рукой, в результате получили серебро вместо золота, ибо судьи посчитали элемент чрезмерно опасным. Однако уже в следующем году такую поддержку отнесли к «высшему пилотажу».

Кто прыгает тройной аксель?

На сегодняшний день тройной аксель прыгают практически все топовые атлеты-мужчины, но женщинам он все еще только покоряется. Первой тройной аксель исполнила японская фигуристка Мидори Ито в 1988 году.

На 2019 год, кроме Ито, только 10 фигуристок смогли исполнить тройной аксель на соревнованиях, проводившихся под эгидой Международного союза конькобежцев. Среди них три россиянки:

Людмила Нелидина, закончившая карьеру в 2004 году, и две действующие фигуристки ⁠— Елизавета Туктамышева и Алена Косторная. Обе из них исполняли по три тройных акселя на две программы (максимально возможное повторение прыжка) на одних соревнованиях.

Кроме россиянок из действующих взрослых фигуристок на 2020 год тройные аксели  на международном уровне ратифицировали двухкратная победительница чемпионата Четырех континентов и победительница финала Гран-При 2018 года Рика Кихира и чемпионка Юношеских Олимпийских игр 2020 года Ю Ен. Кихира также стала первой одиночницей исполнившей на международных соревнованиях под эгидой ISU сложнейший каскад тройной аксель ⁠— тройной тулуп.

НовостиФигурное катание Рика Кихира работает над тройным акселем

Победительница заключительного этапа Гран-при и чемпионка четырех континент…

В 2020 году список одиночниц, исполняющих тройной аксель, пока неофициально пополнили Камила Валиева, выполнившая тройной аксель на этапе Кубка России, Вакаба Хигути и выступающая за Украину Анастасия Шабатова.

На Олимпийский играх тройной аксель покорялся пока только трем спорстменкам: первопроходчице Мидори Ито на Играх 1992 года в Альбервилле, легенде японского фигурного катания Мао Асада на Играх 2010 года в Ванкувере и американке Мираи Нагасу в 2018 году в Пхенчхане.

СЮЖЕТЫImpossible Moments Мидори Ито исполняет тройной аксель | Impossible Moments

Японка Мидори Ито провалила первую попытку, но в итоге все же стала первой …

По действующим правилам, фигуристки, имеющие в репертуаре тройной аксель, получают преимущество в короткой программе перед спортсменками, исполняющими из элементов «ультра-си» только четверные «русская ракета» Александра Трусова, чьи попытки в 2020 году выполнить элемент на соревнованиях пока не увенчались успехом, без тройного акселя не дотягивается до результатов коротких программ фигуристок, которые этот прыжок делают. В женском одиночном катании четверные прыжки не разрешены в короткой программе, и таким образом тройной аксель становится самым «дорогим» одиночным прыжком.  

Читайте также:  Как выбрать сноуборд, экипировку и как кататься: мнение эксперта

Четверной аксель ⁠— элемент, которой распознается правилами ISU и оценивается без бонусов в баллов. Однако этот прыжок в 4.5 оборота, пока еще никому не покорился, хотя многие фигурист, в том числе Юдзуру Ханю и Нэтан Чен, говорят о своем желании ратифицировать этот прыжок на международных соревнованиях. Также на этапе Гран-При в 2018 году россиянин Артур Дмитриев пробовал выполнить четверной аксель, но элемент завершился падением.

НовостиФигурное катание Нэтан Чен: "Четверной аксель случится, наверное, еще нескоро"

Действующий чемпион мира рассказал олимпийской чемпионке 2014 года Мерил Дэ…

В парном катании

Параллельный прыжок

Также «синхронный прыжок». Дама и кавалер исполняют одновременно один и тот же прыжок так, чтобы у зрителей осталось впечатление согласованности. Если у партнёров сильно различается техника, прыжки синхронизируют по выезду, стараясь сделать позы выезда идентичными. Обычно ближе к судьям располагают даму. Фигуристы мирового класса, как правило, исполняют тройной сальхов/тулуп, реже — двойной аксель. Прыжки более сложные (риттбергер, флип, лутц) на данный момент (2011) встречаются крайне редко.

Каскады в короткой программе не исполняются, в произвольной на сезон 2010—11 разрешён один каскад из трёх прыжков.

Поддержка, выброс, подкрутка Основные статьи: Поддержки в фигурном катании, Выброс (фигурное катание) и Подкрутка

Обязательные элементы парного катания, в основе которых — элемент связанный с вращением, исполняемый партнершей.

Для любителей проводятся свои соревнования. Для участия нужно разрешение врача, страховка, стартовый взнос и поставленная программа

Выйти на соревнования – моя мечта.

-5/

Я хочу поучаствовать в женских одиночных, открытых для любителей. Такие проводят городские федерации фигурного катания, отдельные школы и клубы – например, Открытый кубок Санкт-Петербурга на приз Тамары Москвиной, «Кубок Деда Мороза» в Москве, открытый фестиваль «Ледяная звезда» в Мытищах. В Москве график соревнований можно смотреть на сайте Федерации фигурного катания на коньках.

Я буду начинать с «пре-бронзы» – это начальный уровень для любителей, самая первая ступень. Там принять участие может любой, кто поставил себе программу, которая подходит под критерии.

Нужно найти положение о соревнованиях, в них все требования:

– продолжительность программы – в «пре-бронзе» – 1 минута 40 секунд, в категориях «серебро», «золото», «мастер» – 2, 2:50, 3 минуты;

– количество прыжковых элементов, каскадов и комбинаций, вращений;

– разрешенные и запрещенные прыжки;

– правила и количество баллов, которые могут присудить;

– снижение баллов за падения. Есть две составляющих, из которых складывается итоговая оценка: техника и компоненты. Каждый элемент имеет базовую стоимость, но также судьи дают надбавки (GOE) за хорошее исполнение. Оцениваются вращения, прыжки, дорожка шагов, спирали и общая презентация (музыка, костюм, мастерство исполнения).

Участие платное, взнос зависит от соревнования: около 2500 руб, но может быть и больше. Кроме оплаты, часто еще нужно предоставить организаторам паспортные данные, допуск врача и страховой полис – причем не обычный, а специальную спортивную страховку, включающую в себя участие в соревнованиях (это еще 200-300 рублей). Допуск врача можно получить бесплатно через очередь в поликлинике, но быстрее – платно, это еще 700-1500 руб в зависимости от места.

Самой сложно готовиться к соревнованиям, потому что ничего не знаешь. А там столько нюансов. Как минимум, нужно знать базовую стоимость всех элементов, как максимум – уметь все это выполнять на льду.  Я начала кое-что придумывать, подобрала музыку для выступления (будет арабская), но этого пока мало, надо полноценно поставить программу.

Еще на соревнования нужен костюм – платья профессиональных фигуристок стоят около 50 тысяч рублей (это цена за ткань, камни, пошив). Я могу заплатить эту сумму, чтобы сшить хороший костюм, но для уровня пре-бронзы это ни к чему. Такие костюмы заказывают спортсмены, которые находятся на хорошем уровне. То есть, смысла в таком пока нет.

Читайте также:  10 главных советов желающим заняться альпинизмом

И я люблю работать руками, поэтому решила сделать костюм сама. Заказала на Aliexpress качественный купальник как базу, купила стразы (большинство клеевые, часть – Swarovski), сшила шифоновую летящую юбку. Костюм будет в черном цвете. На купальнике на груди – треугольный вырез с сеткой, и прямо с лифа, по юбке будут россыпью спускаться гранатовые стразы.

Так как у меня нет портновского манекена, а клеить стразы и пришивать юбку удобнее, если есть имитация надетого на человека костюма, мне пришлось найти выход с помощью подручных средств. Надела купальник на большую мягкую игрушку (акула из «Икеи»), предварительно надев на нее бюстгальтер для создания фактурности женского тела…

Для первых соревнований подойдет и такой костюм – над ним еще много нужно работать, но к маю должна закончить – тогда и планирую выйти на первые соревнования.

Я не жалею о тратах. Во-первых, спорт воспитывает силу воли. Мне нравится работать над собой, получать отдачу от тела, чувствовать, как оно запоминает и выполняет сложные технические элементы. Во-вторых, фигурное катание развивает творчески – я изучаю выступления других фигуристов, подбираю музыку для программы, продумываю элементы и связки между ними.

И, наконец, оно возвращает меня в детство. Когда мне было 7, кто-то из знакомых отдал коньки без язычка на ботинке. Они мне были малы, но желание кататься было таким сильным, что я натягивала разорванные ботинки на голые ноги, отрезала от простыни белые лоскутки, которые засовывала вместо оторванного язычка. И ходила на стадион, пока мама была на работе. Она до сих пор об этом не знает.

Тогда я научилась сама делать первые вращения. Это были самые лучшие вращения в мире – именно тогда, в коньках на босу ногу с тряпочкой вместо язычка, вечером на стадионе, в декабре, почти сразу после смерти отца, с замерзшими ногами, в шапке набекрень, я чувствовала себя олимпийской чемпионкой. Я искренне в это верила и была самой счастливой.

Больше о том, как заниматься спортом для удовольствия взрослым и детям, тренировках и упражнениях – в разделе «Здоровье» и в новом телеграм-канале

Мы будем рады, если вы поделитесь своей историей о любительских занятиях спортом – смело заводите блог и пишите первый пост! Или пишите на [email protected] – поможем рассказать вашу историю.

Прыжок шагом в художественной гимнастике

Прыжок шагом в художественной гимнастике иногда называют широким прыжком или прыжок в шпагат. В процессе выполнения не сильно выражены какие-то типичные признаки.

Основная задача прыжка – оттолкнуться одной ногой, задать направление телу вперед и приземлиться опять на одну ногу.

Прыжок может предшествовать какому-то более сложному прыжку или быть завершающим элементом, после которого следует принять нужное положение ног.

Развивать прыгучесть в художественной гимнастике начинают с самых первых занятий. Даже элементарный галоп нельзя сделать правильно без нужных навыков. При развитии высоты прыжка активно используют утяжелители.

Во время выполнения упражнений не нужно гнаться за количеством – достаточно сделать 3-4 подхода по 5 повторений, но с максимальной отдачей и нагрузкой на двигательные суставы.

Более сложно развить мышцы в бедрах и ягодицах, поэтому вместе с прыжками нужно постоянно растягиваться. Даже обычное подтягивание коленей к груди, в момент которой хорошо тянется задняя мышца бедра, будет в помощь.

Первый этап развития прыгучести, как правило, несет в себе цель увеличить высоту прыжка. Затем упражнения начинают комбинировать с направленными на технику вращения и удержания равновесия после прыжка.

В течение всего учебного процесса необходимо проводить промежуточные тесты – ставить цели выполнить 2-3 вида прыжка и оценить результаты.

Ошибочно полагать, что прыгучесть развивается только у маленьких гимнасток и является каким-то врожденным талантом. На протяжении всей жизни в художественной гимнастике нужно развивать прыгучесть, и результаты будут действительно меняться.