Горнолыжные ботинки, как выбрать размер и жесткость

Лонгборд (англ. longboard ) — разновидность роликовых досок, характеризующаяся большей скоростью, повышенной устойчивостью и улучшенными ходовыми качествами. В отличие от классических скейтбордов, лонгборды реже используются для совершения трюков, скольжения по различным типам поверхностей и прыжков с вращениями.

Отличия от скейтборда

Лонгборд и скейтборд оба предназначены для катания, но при этом имеют между собой ряд различий. У них разная подвеска, ширина деки, размер колесной базы. Все эти различия оказывают существенное влияние на технику катания на лонгборде. Скейт более приемлем для использования в городских условиях и специальных парковых зонах.

Катание на нем напоминает выполнение различных акробатических трюков. Лонгборд же в этом случае более спокойный вид развлечения. Катание на нем напоминает серфинг, только для этого используется асфальтовое покрытие. Можно кататься на нем в тех же парках, где катаются на скейтах.

А можно нестись даже по проезжей части дороги, ловко лавируя между транспортными средствами. Устройство лонгборда  дает прекрасную возможность выписывать всевозможные дуги, как на серфинговой трассе. И при этом не обязательно ехать в горы. Скорость на нем можно развить до ста километров в час. При этом в процессе катания вас не будут беспокоить небольшие неровности асфальтового покрытия. Это будет происходить благодаря конструктивным особенностям лонгборда.

Скейтборд или лонгборд – что выбрать?

Какую доску лучше приобрести? В чём разница между Скейтом, Лонгом и Круизером? Сейчас разберёмся.

  • Скейтборд – его главная особенность – изогнутая с обеих сторон дека.
  • Круизер – доска, согнутая только с одной стороны.
  • Лонгборд – длинная прямая доска.

Классический скейтборд – отлично подходит для различных трюков за счёт того, что доска изогнута с обеих сторон. Для прыжков и катания в специально оборудованных парках – это отличный вариант!

Круизер – немного побольше скейта. Его отличительная черта в том, что дека изогнута только с одной стороны. На нём тоже можно делать небольшие прыжки и трюки, но его основное предназначение – это езда по городу. Его большие колёса и довольно подвижная подвеска позволяют развивать приличную скорость, с лёгкостью заезжать на бровку и ездить по брусчатке.

Лонг – ровная, длинная доска. Может быть слегка согнута в хвостовой части, как у круизера, а может быть абсолютно прямой. Выбор формы зависит от цели использования – катание с гор или езда по городу.

Выбор сноуборда для начинающих

Если Вы новичок и вставали на сноуборд только пару раз, Вам нужна мягкая и короткая (ниже подбородка) доска. Имеет смысл выбрать один из следующих вариантов:

1. Брать доску в прокат. Это отличное решение для тех, кто еще не определился, будет ли он кататься в дальнейшем вообще. Также для начинающего райдера полезно попробовать разные доски различных производителей, выявить отличия, определится со стилем катания и понять, что же ему нужно на самом деле. Дополнительным плюсом является комфорт при транспортировке себя к месту катания: нет необходимости вести огромную и неудобную колбасу-чехол и переживать за сохранность своего оборудования, ведь на любом горнолыжном курорте всегда найдется пункт проката. Чужую доску не так обидно повредить в результате неудачного случайного наезда на камень, а расценки за ремонт арендованного оборудования довольно демократичны.

Читайте также:  Домашний тренажер: 10 упражнений с эспандером

Минусы: катаясь регулярно, Вы выложите за аредну круглую сумму. Кроме того, в определенный момент уровень катания повышается, и прокатные доски, обычно мягкие, убитые и расчитанные на новичков, начинают тормозить прогресс и становятся причиной ненужных падений.

3. Купить новый сноуборд. Доски начального уровня самые дешевые, всегда в наличии, особых требований не подразумевают, но зато они самые красивые :). Задача такой доски — научить сноубордиста правильно двигаться, уверенно держаться на доске и кантоваться. Сноуборд начального уровня всегда мягкий и невысокий, что облегчает перекантовку и позволяет доске исправлять технические неточности сноубордиста, быть послушной в управлении и способствовать прогрессу в катании.

Выбор сноуборда для начинающих

Некоторые производители заявляют начальными довольно жесткие сноуборды. Будьте внимательны: это могут быть неповоротливые "бревна" или борды, предназначенные для уже уверенно стоящих на мягких досках.

И еще: покупка сноуборда "навырост" черевата травмой и потерей всякой охоты продолжать катание. Ничто не заменит сноуборда начального уровня, увы.

Что касается производителей, на первоначальном этапе это неважно. Это тот счастливый случай, когда из большого ассортимента можно сноуборд подобрать под цвет костюма, глаз, волос или машины. Полезно помнить, что, как и везде, за бренд Вы переплачивайте вдвое.

Следующий вопрос: где покупать? Если это первый сноуборд начального уровня — то неважно. Но если сразу хочется купить не абы что, то лучше избегать мелких ИП (так любящих подпольный Китай) покупать в проверенных крупных магазинах типа Траектории и Канта (в Москве и Питере) или Boardshop №1 (в Питере), которые официально закупаются у производителей.

Из чего состоит подвеска для скейтборда

Подвески или траки (trucks) для скейтборда состоят из нескольких компонентов:

Axle (Ось).Ось — это длинный штырь проходящий через Hanger, к которому будут крепится колеса.

HangerHanger — это большой треугольный кусок метала, соединяющий ось. Он НЕ должен состоять из металла мягких сплавов (такие подвески из мягкого металла обычно встречаются в очень дешевых скетбордах). Чтобы избежать этого, покупайте скейтборды и комплектующие к ним в специализированном магазине / скейтшопе.

KingpinKingpin — это большой болт с гайкой, соединяющий верхнюю часть с нижней.

BushingsBushings — это мягкие резиновые кольца, устанавливаются вокруг Kingpin. Такие кольца дают плавное управление скейтбордом при поворотах.

BaseplateОснова вашей подвески. Данная часть имеет 4 отверстия под болты для крепления вашей доски к подвескам.

Как устроен борд?

Когда выбираешь доску в первый раз, прежде всего хочется обратить внимание на внешний вид изделия, однако в действительности надо учитывать совершенно другие характеристики.

Конструкция проста. Основная часть — дека, с верхней стороны она покрыта гриптейпом (наждачной бумагой для сцепления с подошвой, чтобы ноги не соскальзывали), а снизу украшена рисунком. Колеса прикрепляются с помощью алюминиевой подвески, в них устанавливаются подшипники. Немного деталей, но каждая из них играет роль в функциональности борда, поэтому важно разобраться в их свойствах, которые определят и критерии выбора:

  • Дека делается из кленового дерева — канадского или китайского. Канадская древесина более долговечная, зато китайская дешевле. Профессионалам определенно стоит вложиться, так как надежность деки — решающий фактор при выполнении замысловатых трюков, зато любителям и новичкам вполне достаточно китайского варианта. Существуют также пластиковые доски, они непривередливы в хранении и не боятся воды, но дерево более послушно и лучше приспособлено к прыжкам.
  • Колеса диаметром 52–60 мм хорошо едут по гладкой поверхности, чего достаточно для катания в скейт-парке. Диаметр более 60 мм позволяет езду по разным дорогам, спокойно преодолевая трещины и камни.
  • Жесткость колес обозначена числом и буквой А. Меньше 99А — мягкие колеса, которые хорошо сцепляются с неровной поверхностью. На них можно долго и с комфортом ехать, но они быстрее стираются и слегка замедляют движение. Очень проходимые, подходящий вариант для плавной езды по городу. Оптимальная жесткость 99–101А — прослужит дольше и допустит больший разгон. Более 101А — жесткие и быстрые колеса, скорее предпочтительные для рампы — осилят сильные удары от прыжков и дадут быстрый старт.
  • Подшипники идут под аббревиатурой ABEC и цифрой от 1 до 9. Чем больше число, тем выше скорость и дороже деталь. ABEC-7–9 обозначают высшую точность производства и наибольшую скорость. Они мгновенно разгоняются и долго сохраняют развитую скорость, то есть обладают хорошим накатом (движением по инерции). Такие подшипники не нужны в пуле или при катании по перилам, они созданы, чтобы носиться по асфальту. Для трюкового стиля оптимальны ABEC-3–5.
  • Важен и материал подшипников — предлагаются стальные и керамические варианты. Стальные сильно нагреваются при трении, что ведет к износу и выходу из строя. Керамические решают эту проблему, к тому же они легче и не требуют регулярной смазки. Это идеальное решение для круизинга и скоростной езды. Однако керамика не переносит ударную нагрузку, так что, если планируется совершать прыжки с высоты, следует обратить внимание на сталь.
Как устроен борд?

Еще несколько советов неопытным пользователям:

  • за покупкой нужно приходить в правильной обуви на плоской подошве — в магазине можно будет опробовать борд, чтобы прочувствовать его по-настоящему;
  • если есть проблемы с координацией, следует выбирать доску подлиннее и шире – они не такие маневренные, зато на них чувствуешь себя увереннее, что особенно актуально,
  • если встаешь на доску впервые;
  • не надо пренебрегать защитой, особенно на первых порах — наколенники, налокотники и шлем защитят от неизбежных падений;
  • людям выше 190 см и большим размером ноги нужно сразу приглядываться к декам пошире;
  • ориентироваться не на рисунок, а на качественные показатели.
Читайте также:  Хоккейная клюшка. Виды и характеристики. Материал и как выбрать

Поняв свои цели и требования, можно переходить к выбору оптимальной модели. Новичка может отпугнуть и вопрос, сколько стоит это удовольствие, но на самом деле совсем несложно найти отличный вариант на любой вкус и кошелек.

Колеса для лонгборда

Колеса для лонгборда больше по размеру, чем обычные колеса для скейтборда, что в результате дает более быстрое и мягкое катание. Более того, колеса обеспечивают отличное поглощение вибраций. Более маленькие колеса более проворные, в то время как большие колеса созданы для более высоких скоростей и дают возможность наезжать на маленькие камни.

Другой фактор, который надо иметь в виду при выборе колес, это жесткость колес. Мягкие колеса дают лучшее сцепление, в то время как жесткие колеса отлично подходят для высоких скоростей и наклонов. Твердость колес измеряется в дюрометрах с диапозоном 70A-100A.

Посмотрите наш выбор колес для лонгбордов здесь.

Списки лучших

В список лучших моделей вошли:

  • Для детей — ECOBALANCE Cruiser Board.
  • Для начинающих — Penny Original 22.
  • Для профессионалов — Arbor Axis.

Основная информация по выбранным моделям приведена ниже.

Для детей — ECOBALANCE Cruiser Board

Компания EcoBalance создавалась с целью производить спортивные снаряды для детей, чтобы отвлечь от компьютеров и телефонов. Круизные борды от этой фирмы легкие и маневренные. Покрытие корпуса рифленое, чтобы создавалось дополнительное сцепление с обувью. Все лонги имеют ограничение по весу в 90 кг, что позволяет кататься и родителям. Широкий выбор цветовых решений удовлетворит потребности любого покупателя.

Диаметр (мм) 60
Ширина (мм) 45
Подшипники ABEC 7
Жесткость 78А
Материал корпуса пластик

Лонгборд ECOBALANCE

Для начинающих — Penny Original 22

Спортивный аппарат Penny прекрасно подойдет начинающим райдерам, ведь дека выполнена из сверхлегкого пластика, а размеры доски позволяют сложить ее в обычный городской рюкзак. Фирма наносит специальное “вафельное” покрытие для лучшей устойчивости и сцепления. Алюминиевая подвеска регулируется с помощью центрального болта, а подшипники ABEC-7 обеспечивают мягкий и бесшумный ход.

Жесткость колеса 78А
Подшипники ABEC 7
Диаметр колеса (мм) 59
Толщина колеса (мм) 45
Корпус пластик

Лонгборд Penny Original

Для профессионалов — Arbor Axis

Данная модель разработана специально для круизинга и даунхилла. Инновационное напыление из стекла Lucid Grip обеспечивает надежный контакт обуви с поверхностью борда и отсутствие скольжения. Устойчивые колеса из полимерного пластика с жесткостью 78А обеспечивают мягкое и бесшумное движение борда. Маневренность и легкость управления достигаются благодаря подшипникам ABEC 7.

Дека клен
Жесткость колес 78А
Толщина (мм) 55
Диаметр (мм) 72
Подшипники ABEC 7

Ценник: 15 990 — 16 840 р.

Лонгборд Arbor Axis

Основные характеристики

Управляемость горных лыж во многом зависит от ботинок. Рассмотрим ключевые характеристики в иерархическом порядке.

Жесткость

Жесткий ботинок «припаивает» ногу к лыже. Лыжи становятся послушными и чувствительными. Напряжение мышц моментально передается лыжам. Поэтому жесткие ботинки выбирают для больших скоростей и резких поворотов. У медали есть обратная сторона. В жестких ботинках ноги быстро устают. Кататься можно 2-3 часа. Затем необходимо сделать перерыв.

Новичкам не стоит ориентироваться на высокую степень жесткости. Во время обучения скорость катания невысокая. Поэтому целесообразней выбрать вариант помягче.

Мягкие горнолыжные ботинки дают комфорт, жёсткие–улучшают контроль на высоких скоростях.

Чтобы проверить жесткость, наклоните голенище вперед. Чем жёстче, тем труднее нагнуть верхнюю часть к нижней. В технических характеристиках индекс жесткости (flex index) обозначают цифрами.

Жесткость для мужчин 60-70 80-100 110-120 130-140
Уровень катания начинающий продвинутый эксперт спортсмен
Скорость маленькая средняя высокая очень высокая, агрессивная
Индекс жесткости для женщин 50-60 60-75 75-85 90-110

Ширина колодки

Основные характеристики

Характеристика аналогична предыдущей. Ширина колодок (подошвы) горнолыжных ботинок зависит от опыта пользователя и зоны применения лыж.

Ширина от 102 до 106 мм. Ботинки рекомендуют новичкам для спокойного катания по подготовленным склонам. Это модели с невысоким индексом жесткости.

99-101 мм – диапазон универсальных и фрирайдовских ботинок. Жесткость средняя или высокая. Кататься можно везде. Глубокий снег, целина или укатанный спуск на горнолыжном курорте –любые условия будут оптимальными.

Меньше 99 мм – выбор спортсменов и экспертов высокого уровня. Сочетание узкой колодки и высокой жесткости обеспечат точное управление лыжами на высоких скоростях.

Кантинг

Если слова гипопронация и гиперпронация вам незнакомы, то пропустите этот раздел. Переходите к следующему. Тем, кто имеет X-образные или O-образные ноги, необходимо выбирать ботинки с регулировкой кантинга.

Кантинг – специальный винт, который позволяет изменять боковой наклон голенища ботинка так, чтобы стопы стояли на лыжах параллельно полу. Кантинг бывает односторонним (винт установлен только с внешней стороны) и двусторонним (шарниры находятся с двух сторон).

Нейтральная пронация – норма

Чрезмерная (гиперпронация) – O-образные ноги

Недостаточная (гипопронация, супинация ) – X-образные

Термоформовка (формовка)

Форму горнолыжного ботинка можно подогнать под анатомические особенности ноги. Современные материалы позволяют изменять форму внутреннего сапожка. Некоторые модели предполагают формовку внешнего ботинка.

Термоформовка внутреннего ботинка – способность сапожка принимать форму ноги под воздействием тепла. В различных моделях технология реализуется по-разному.

В некоторых ботинках внутренник нагревается «автоматически», в процессе носки. Лыжник ходит, катается – тело выделяет тепло. Сапожок нагревается естественным способом. Специальный материал расширяется и принимает форму ноги.

Другие модели требуют горячей формовки. Ботинок сначала нагревают (например, специальным феном), затем надевают. Застегивают клипсы и ждут, когда материал застынет.

Внутренний ботинок может быть полностью или частично формируемый. В первом варианте весь сапожок нагревается и изменяет форму. Такая технология обеспечивает точную адаптацию к анатомии ноги. Второй вариант подразумевает частичную термоформовку.

Формовку внешнего ботинка проводят в сервисном центре. Специализированные мастерские есть во всех крупных магазинах. Пластиковую оболочку разогревают в специальной печке. Одевают внутренний сапожок и вставляет ногу в разогретый внешний ботинок. Застегивают клипсы и дают пластику остыть. Кроме нагрева ботинка, дополнительно может применяться его обжим под давлением.

Изменить форму внешнего ботинка можно только в том случае, если в его производстве использовали термопластичный полиматериал. Лидерами таких технологий выступают компании: Fischer, Head, Atomic, Salomon, Tecnica.

Основные характеристики

Застежки

Застежка – механизм стягивающий ботинок. Состоит из гребенки и клипсы. На современных ботинках для горных лыж устанавливают 4 застежки.

Клипса разделена на две части. Одна из них (петля) накидывается на ребра гребенки. Вторая часть (ручка) выполнена в форме винта. Она стягивает конструкцию и позволяет выполнять дополнительную (микро) регулировку. Вращая винт в одну или другую сторону, можно изменять рабочую длину клипсы.

Стрэп (силовой ремень)

Стрэп – широкая лента липучка в верхней части ботинка. Силовой ремень плотно обхватывает голень и обеспечивает дополнительную фиксацию. Чем шире стреп, тем надежней фиксация.

Спойлер

Съемный элемент, который крепится на внутренний ботинок сзади. Спойлер выполняет две задачи.

Во-первых, регулирует внутренний объём голенища в районе икроножной мышцы. Во-вторых, фиксирует угол наклона ботинка. Такая фиксация необходима для карвинговой техники катания. Фрирайдеры спойлер снимают.

Крепления для сноуборда: мягкие или жесткие?

Крепления для сноуборда необходимо выбирать мягкие или жесткие.

Жесткие крепления крепят ботинок в области мыска и пятки. Они максимально прижимают обувь к доске в этих двух местах и не взаимодействуют с ногой и обувью в других частях. Такие крепления ставят на жесткие же доски.

Мягкие крепления имеют большую площадь соприкосновения с ботинками. Они представляют собой платформу, на которой расположены верхний и передний ремни крепления, пяточная дуга и задник. Их следует подбирать не слишком жесткие, эргономичной удобной формы.

Крепления для сноуборда: мягкие или жесткие?

Также существуют крепления step-in, которые отстегиваются без помощи рук. Они не всегда удобны – снег, попавший в части таких креплений может помешать их работе, да и не всегда в них усилие правильно передается на кант борда.

Для тех, кто только начинает осваивать сноубординг лучше выбирать доски с мягким креплением – они не только хорошо фиксируют ногу, но и психологически создают ощущение большей защищенности и надежности, чем жесткие крепления.

Для активного отдыха зимой важно правильно одеваться. На нашем сайте можно узнать какое термобелье лучше подойдет для спорта.

Не смотря на то, что в Белоруссии преобладает равнинная местность, там есть отличные, а главное, недорогие горнолыжные центры. Подробнее на этой странице.