Мантра йога: научный подход к преобразованию жизни

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

Что такое Раджа йога

Раджа-йога, иногда именуемая «Королевской йогой», является совокупностью всех стили йоги. На сегодняшний день суть раджа йоги выходит за рамки многих направлений йоги. Раджа Йога выделяет важность медитации для самореализации и целенаправленного прогресса сознания человека. Это направление делает упор на осознании своего состояния ума, поэтому раджа йогу еще называют «Психическая Йога» или «Йога Разума».

Практикуя состояние концентрации ума, человек учится успокаивать свой разум и фокусироваться в одной точке. В момент глубокой концентрации мы обращаемся внутрь себя, открывая истинную природу божественного начала.

Вы можете достичь этого, следуя восьмилетнему пути раджа-йоги, который включает в себя наблюдение за следующим:

  • Яма (воздержания): Ахимса (без ранения), Сатья (истина), Асета (без воровства), Брахмачарья (целомудрия), Апраграха (не жадность);
  • Нияма (Моральные наблюдения): Суша (чистота) Сантоша (удовлетворение), Тапас (строгость), Свадхая (изучение Священных Писаний), Ишвара Пранидхана (сдача Богу);
  • Асана: устойчивая поза, неподвижная поза;
  • Пранаяма: контроль жизненной энергии через дыхание и дыхательные практики;
  • Пратьяхара: снятие, отвлечение чувств;
  • Дхарана: концентрация ума;
  • Дхьяна: медитация;
  • Самадхи: полная реализация, просветление, объединение с божественным.

Данные 8 ступеней йоги помогут человеку постичь основы йоги, достичь гармонии и ясно видеть картину внутреннего мира, реализовать себя. Любой духовный путь йога начинается с первых двух ступеней — Ямы-Ниямы.

Предисловие

На страницах истории, начиная с древнейших ее летописей, встречаются рассказы о разных необыкновенных явлениях и случаях, которых люди были очевидцами. И в позднейшие времена, даже среди обществ, просвещенных ярким светом новейшей науки, нет недостатка в свидетелях, удостоверяющих действительность таких же явлений. Огромная масса подобных рассказов не заслуживает доверия, как исходящая от людей невежественных, суеверных и лживых; так называемые чудеса во многих случаях были поддельны. Но не было ли между ними настоящих чудес, послуживших образцами для подделки? Поверхностные ученые, неспособные объяснить различные необыкновенные психические явления, стараются игнорировать самое их существование. Но отворачиваться от чего-нибудь без надлежащего исследования еще не признак беспристрастного научного ума; и такие ученые заслуживают большего порицания, чем люди, думающие, что их молитвы исполняются одним или несколькими существами, обитающими над облаками, или верящие, что своими молитвами они могут побудить такие существа изменить ход мировых событий. Последним могут служить извинением их невежество или ложная система воспитания, вследствие которой они с детства привыкли во всем полагаться на помощь таких существ, и эта привычка стала частью их врожденной натуры; у первых же нет и такого оправдания.

В течение тысячелетий упомянутые явления исследовались, изучались и приводились в систему; было подвергнуто тщательному анализу все, что послужило основанием к развитию в человеке религиозности, и в результате получилась наука Раджа-Йога.

Раджа-Йога не следует непростительной манере некоторые новейших ученых: она не отрицает фактов, которые очень трудно объяснить; но просто, хотя и в решительных выражениях, говорит суеверным, что чудеса, исполнение молитв и сила веры, будучи действительными как факты, не разъясняются суеверным приписыванием их участию существа или существ заоблачных. Она заявляет человечеству, что всякое существо есть только проводник бесконечного океана знания и силы, лежащего позади него. Она учит, что как желания и потребности возникают в человеке, так и сила удовлетворения их находится также в самом человеке, и что, где бы и когда бы ни осуществилось удовлетворение желания, молитвы или нужды, оно получилось из этого бесконечного источника, а не от какого-либо сверхъестественного существа. Идея о сверхъестественных существах может до известной степени возбудить в человеке его энергию; но она же влечет за собою и умственное ослабление. Она приносит зависимость, страх, суеверие и вселяет ужасную веру в прирожденную слабость человека. Не существует ничего сверхъестественного, говорит Йога, но в природе есть явления грубые и явления тонкие. Тонкие суть причины, грубые – следствия. Грубые легко могут быть обнаружены чувствами, тонкие – нет. Упражнения в Раджа-Йоге приводят к приобретению способности более тонких восприятий.

Все ортодоксальные системы индийской философии преследуют одну цель, – освобождение души путем совершенствования. Методом для этого служит Йога. Слово Йога обнимает собою огромную область знаний; но школы Санкхья и Веданта употребляют его для обозначения отдельных частей этой области.

Предмет настоящей книги составляет та часть Йоги, которая известна под именем Раджа-Йоги.

Читать далее >  ВСТУПЛЕНИЕ

Читайте также:  Силовая йога. Позы йоги для мужчин. 17 вариантов

Раджа йога упражнения для начинающих

Раджа-йога – это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация (и самоанализ). В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям (как и в буддизме). Считается, что раджа-йога – это в первую очередь последние 4 ступени восьмиступенчатой аштанга-йоги Патанджали, хотя в целом она связана со всеми 8 ступенями. В буквальном переводе «раджа-йога» означает «царица среди йог», что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Именно раджа-йога считается классической йогой. Сам термин «раджа-йога» – это ретроним, появившийся в XIV веке в связи с появлением учения физкультурной хатха-йоги (в тексте «Хатха-йога-прадипика»). До этого под йогой понималось то, что сейчас называется раджа-йогой.

Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть медитацией. Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии виджнянамайя-коши до выстраивания анандамайя-коши, на чём делается большой акцент в буддизме (развитие сострадания). Рамана Махарши, можно сказать, произвёл революцию в индуизме, указав на огромное значение самоанализа (в далёкой перспективе личностной эволюции).

  • Свами Вивекананда «Раджа-йога», главы: 12345678.
  • Йог Рамачарака «Раджа-йога», чтения: 23456789101112.
  • Свами Шивананда «Четырнадцать уроков раджа-йоги»
  • Свами Шивананда, глава пятидесятая «Раджа-йога» – отрывок из книги «Золотая книга йоги»
  • Раджа йога упражнения для начинающих
  • Йог Рамачарака «Основы миросозерцания индийских йогов», 123456789101112131415.
  • Ниже приведена подборка текстов, которые могут помочь в освоении учения раджа-йоги:

  • Описание духовной медитативной практики в одной из ветвей (виджняна-вада) буддизма махаяны. Предельно практичное и полезное описание медитативной садханы.
  • «Йога-сутры» Патанджали – наиболее авторитетный текст по йоге.
  • «Йога-рахасья», или «Мистерия йоги» Даттатреи.
  • «Йога-шастра», или «Учение йоги» Даттатреи.
  • «Йога Васиштха Сара Санграхах» – компиляция 86 шлок из 32000 шлок «Йоги Васиштхи».
  • Шандилья-упанишада
  • Йога-кундалини-упанишада
  • Йога-таттва-упанишада
  • Прем Нирмал «Наука медитации» – что такое медитация и чем она не является.
  • «Зоизм» – учение раджа-йоги и самореализации для людей Запада. Опубликовано по изданию 1907 г.
  • Раджа йога упражнения для начинающих
  • «Медитации» Дж. Кришнамурти – подборка высказываний о медитации; совершенно непрактичные, но бесподобные по своей эстетической красоте и точности передавания действительного состояния медитации.
  • «Индийская философия», Сарвепалли Радхакришнан, том I, том II.
    • Интересные книги, не связанные с йогой непосредственно:
    Читайте также:  Самадхи: как достичь бесконечного покоя?
  • «Трипура-рахасья» – диалог Даттатреи и Парашурамы.
  • «Авадхута-гита» – монолог Даттатреи, самая адвайтичная книга индуизма.
  • Тексты книг и статей, находящиеся на этом сайте, предназначены только для ознакомительного чтения. Запрещено любое использование этих текстов в коммерческих целях сторонними лицами, все права на книги принадлежат издателям и авторам.

    Игра будущего – MindBall! Игра-медитация

    Ссылки:

    крия-йоге традиции Лахири МахасаяМата Амританандамайи (Амма)

    «Веды – это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн – ещё лучше. Повторение мантр ( джапа ) – ещё лучше, чем яджны . Путь Знания ( джняна-марга ) – лучше джапы . Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси ( рага , т.е. дуализм и привязанности) . [Именно] в такой [медитации] следует достигать извечное Достижение-Осознание».

    Даттатрея, «Йога-рахасья» («Мистерия йоги») .

    Раджа йога упражнения для начинающих

    «Главные процессы хатха-йоги – это асана и пранаяма. Физические результаты – увеличенная живость, продлённая молодость, здоровье и долголетие – приносят малую пользу, если они рассматриваются нами как мизерная часть нас самих отдельно от обычной жизни, ради них самих, не используемые, не направленные на общее благо всемирной деятельности. Хатха-йога достигает больших результатов, но непомерной ценой и практически безуспешно с точки зрения достижения окончательной цели».

    Пандит, «Словарь Йоги Шри Ауробиндо»

    ‘The chief processes of Hatha Yoga are asana and pranayama . The physical results – increased vitality, prolonged youth, health, longevity – are of small avail if they must be held by us as misers of ourselves apart from the common life for their own sake, not utilized, not thrown into the common sum of the world’s activity. Hatha yoga attains large results, but at an exorbitant price and to very little purpose’.

    Читайте также:  Супта Баддха Конасана с болстером

    Pandit’s ‘Dictionary of Sri Aurobindo’s Yoga’

    Медитация – это полное высвобождение энергии.

    Основы королевской йоги

    Раджадхираджа йога представляет собой систему духовного развития с корнями в индийских Ведах, Упанишадах, в дравидийских системах тантрических и других мистических системах Индии. Это путь, ведущий к цели йоги через медитацию и дисциплину. Раджа йога установлена в Йога Сутрах Патанджали.

    Раджа йога как духовный путь преподается с древних времен через 14 Махариши. Акцент приходится на последние три упражнения группы (Дхарана, Дхьяна, Самадхи) из восьми (йога Аштанга) под общим названием Самиамах. Эта система включает в себя:

    Рекомендуемые принципы, запреты или ограничения. Принципы и правила, чтобы контролировать свои чувства, тело и ум. Это является основой духовного совершенствования. Без твердого фундамента духовный мир рушится при первом испытании. К ним относятся:

    • Ахинс — безвредность (поведение, мышление, чувства, как о других, так и о себе).
    • Сатья — правда.
    • Астейя — воровство.
    • Брахмачарья — умеренность.
    • Апариграха — трусость.

    Нияма

    Основы королевской йоги

    Главный принцип — не причинять вред другим. Если адепт будет поддерживать этот принцип, развивать отрешенность, его тело будет очищаться, а ум успокаиваться. К ним относятся:

    • Шауча — чистота тела и ума.
    • Сантоша — удовлетворение, благодушие, нега и спокойствие.
    • Тапас — самодисциплина.
    • Свадгьяя — изучение священной литературы.
    • Ишварапранидган — поклонение личному Богу.

    Асана

    Позиция тела, в которой человек учиться управлять своим телом и подготавливает себя к медитации.

    Пранаяма

    Контроль дыхания и дыхательные упражнения. Это поддерживает концентрацию и помогает сфокусироваться.

    Эти первые четыре этапа Аштанги иногда называют хатха-йога.

    Пратъяхара

    Глубокое расслабление и контроль над физическим телом, контроль над своими чувствами.

    Дхарана (dhāranā)

    Основы королевской йоги

    Концентрация. Искусство внимания и концентрации, повышения сознания в месте нахождения. Когда человек контролирует чувства и может перенести свое внимание на внутреннюю деятельность ума и достичь концентрации.

    Дхьяна (dhyāna)

    Медитация. Свободный поток концентрации, когда ум преобладает над мыслями, не задерживается на предмете концентрации, а сливается с ним.

    Самадхи (samādhi)

    Поглощение. Полное развития сознания и интуиции, сверхсознание. Самая высокая концентрация. Ум полностью отошел на задний план, есть полная идентификация с целью достижения состояния чистого сознания.